Китайская компания Loongson, разрабатывающая собственные процессоры, объявила о готовности к запуску в серию нового серверного чипа 3C6000, построенного на собственной же микроядерной архитектуре LA664. Аналогами их по производительности компания называет серверные процессоры Intel Xeon семейства Ice Lake, выпущенные в 2021 г.
Процесс «развода» (decoupling) ИТ-отраслей планеты – американоцентричных и тех, которые находятся под санкциями тех же США, – продолжается. Причем, очевидно, не совсем тем образом, на который рассчитывали предлагавшие усилить санкционное давление политики. Ожидалось, в частности, что микропроцессорное производство материкового Китая, отрезанное от поставок современного чипмейкерского оборудования и ПО, в лучшем случае застрянет на уровне технологий 20–25-летней давности, а в худшем будет еще и деградировать (в отсутствие специализированного и весьма изощренного софта для проектирования СБИС физически невозможно разработать сколько-нибудь современный микропроцессор, содержащий миллиарды транзисторов и архисложную сеть связующих их межсоединений). На деле же полупроводниковая индустрия КНР, преодолевая немалые и вполне объективные трудности, все-таки продвигается вперед.
В июле китайская компания Loongson, как раз занятая разработкой процессоров, сообщила о готовности к запуску в серию своего новейшего серверного чипа 3C6000, построенного на (также доморощенной) микроядерной архитектуре LA664, заимствовавшей часть ключевых особенностей от открытых архитектур RISC-V и MIPS. По современным меркам это не самая выдающаяся СБИС: 16 ядер, 32 вычислительных потока, поддержка оперативной памяти DDR4-3200 и 64 каналов PCIe Gen4. На слайдах, сопровождавших презентацию, как прямые аналоги новинки по производительности были указаны серверные процессоры Intel Xeon семейства Ice Lake, выпускавшиеся в 2021 г. по условно «10-нм» технологическому процессу. Было также заявлено о подготовке системных плат для двух- и четырехпроцессорных серверов на базе 3C6000, поскольку для достижения требуемых ныне уровней производительности одного такого ЦП может быть недостаточно в целом ряде прикладных задач.
В условиях открытого рынка новая модель Loongson вряд ли выдержала бы конкуренцию с актуальными образцами Intel Xeon и AMD EPYC, однако нынешняя геополитическая ситуация способствует активному развитию материкового китайского процессоростроения – что прежде было непредставимо. По сравнению со своим прямым предшественником, 3C5000, модель 3C6000 демонстрирует разительное превосходство в синтетических тестах: на 60–95% – в разных испытаниях SPEC CPU 2017, 33–100% – в UnixBench и т. д.
Таким образом, реальное отставание разработанных в КНР СБИС от находящихся на переднем крае «глобальных» ИТ аналогов исчисляется уже несколькими годами, и при сохранении взятых темпов совершенствования разработок вполне реально до конца текущего десятилетия полностью закрыть этот разрыв. Безусловно, с учетом гораздо меньших объемов потенциального рынка сбыта и отсталости доступных Китаю чипмейкерских технологий себестоимость чипов Loongson выходит огромной, а с точки зрения открытого рынка – и попросту запредельной. Но в том-то и дело, что открытый глобальный ИТ-рынок стараниями Минторга США, похоже, уже приказал долго жить, – а в реалиях замкнутых противоборствующих экономик себестоимость стратегически значимой продукции перестает быть решающим фактором.