Негативные итоги III квратала на россйиском рынке ПК
Третий квартал 2025 года на российском рынке компьютеров стал негативным. Всего было продано 1,75 млн. настольных и мобильных ПК. Это на 7% меньше показателей третьего квартала 24 года.
Тут, правда, стоит отметить, что Q3`24 как раз был локальной точкой роста, так что сравнение идет с высокой базой. Но понятно, что рынок остается в рецессии. В целом за три квартала было продано около 4,8 млн компьютеров всех типов, с общей динамикой минус 2%.
Напомним, предыдущий – второй квартал 2025, стал точкой роста конкретно по десктопам. Тем ярче выглядит здесь возврат динамики к нулевой отметке, даже чуть ниже. Падение по системным блокам ПК в этот раз -1%, по AIO -14%. Что же до самого крупного по объемам сегмента – ноутбуков, они планомерно снижали динамику все три квартала, к третьему опустившись до уровня -11%.
Безусловно основным фактором тут являются не какие-то внутренние процессы собственно компьютерного рынка, но макроэкономический момент. Общая направленность в последние годы такова – регулярный коммерческий рынок и розница стагнируют. В первую очередь из-за высокой ставки рефинансирования. Бизнес не может получить кредитов на закупки. Население не может получить потребительских кредитов, и имеет стимул хранить деньги на банковских депозитах из-за повысившихся процентов по вкладам; в товар не вкладываются.
Госсектор же (как госуправление — ведомства, так и госкомпании и ВПК) финансируются по особым схемам и менее зависят от высочайшей ставки ЦБ. В какой-то мере искусственное охлаждение широкого коммерческого рынка сохраняет ресурсы (деньги, кадры, сырье) для ВПК, всего что связано с СВО и сырьевых отраслей. Поэтому госсектор еще как-то живет, расширяет и обновляет парк ПК, а вот продажи на коммерческом рынке происходят лишь по необходимости.
Для компьютерного рынка это означает следующее: десктопы сегодня в большей части – товар для организаций, закупки госсектора – это в значительной мере именно настольные ПК. Мобильные тоже, конечно, но все же в меньшей мере. Ноутбуки же – универсальный товар. Соответственно, ноутбуки стагнируют, десктопы особенно «реестровые» по гостендерам все-таки продаются.
Но с июня ставка ЦБ как раз начинает снижаться. С мая по сегодняшний день он постепенно сократилась с 21% до 16,5%. Во втором квартале это привело к некоторому оживлению если не розничного рынка – на ноутбуки, скажем, это мало повлияло, -сколько на закупки частного бизнеса – десктопы усилились. Плюс, вероятно сыграл «дух Анкориджа» — повяло возможностью окончания войны. Позднее, уже к третьему кварталу, стало понятно, что СВО завершаться не собирается. А со ставкой: что 21%, что 18%-17%-16% — все равно это слишком много для регулярного рынка.
В третьем квартале по десктопам росли в основном поставщики реестровых ПК. Совокупная доля первой десятки компаний – в значительной мере включающей российских сборщиков именно такой направленности, увеличивалась с 25% в первом квартале до 32% настольного сегмента в третьем. То есть, проседал «хвост» рынка региональных компаний и малых продавцов – тех самых поставщиков для частного сегмента. Сетевая розница также будто застыла – продажи как в первом полугодии. несмотря на сезон back-to-school. Интересно, что фактически не росли цены на ноутбуки — основной розничный продукт, это при столь высокой стоимости денег для продавцов. Не росли, потому что спрос не позволяет.
При этом с реестровыми ПК тоже не без сложностей. Да, госзаказчик средства получает «особыми» путями, размещает заказы. Но сами-то производители – частные компании, они кредитуются как все, и комплектующие по-прежнему на подавляющую часть стоимости зарубежные. А получить деньги по исполненному госконтракту – во все времена было той еще задачей; сегодня, вероятно, она дополнительно усложняется. В результате у поставщиков возникают кассовые разрывы, вплоть до вынужденной продажи долей в бизнесе, в направлении госструктур конечно же.
По настольным ПК лидировали компании DNS, ICL, Kraftway, iRu, и Kvadra c суммарной долей 22%. По AIO – iRu, DNS, Aquarius, Lenovo, ICL (47%). По ноутбукам – Asus, Huawei, Acer, Honor, Lenovo (48%).