Рынок коммерческих ЦОД в России
Компания «Астерос» представила результаты исследования рынка коммерческих ЦОД в России, проведенного по ее заказу аналитическим центром Headwork Analytics. По оценке аналитиков, к 2015 г. емкость российского рынка коммерческих ЦОД увеличится в 2,5-3 раза, а в сегменте крупных предприятий спрос на услуги дата-центров вырастет почти в 5 раз.
В рамках исследования были опрошены представители 203 российских компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд руб., а центральный офис располагается в московском регионе. Также был изучен рынок коммерческих ЦОД московского региона.
Как показало исследование, российский рынок ЦОД сконцентрирован в столице: в Москве и Подмосковье находится 60% российских коммерческих ЦОД; в Санкт-Петербурге – 15%, 25% – в остальных регионах.
По своим масштабам российский рынок ЦОД пока не сравним c западным. Совокупная площадь крупнейшего в стране московского рынка – а это 98 коммерческих дата-центров с 9331 стойкой – составляет 26 тыс. кв. м. Это меньше площади одного крупного американского ЦОД – SuperNAP.
Рынок коммерческих дата-центров у нас растет на 20–30% в год – быстрее, чем отрасль ИТ в целом. На долю крупных заказчиков приходится 40% от общего рыночного спроса, причем наиболее активными потребителями услуг КЦОД являются медиа-холдинги (42%), транспортные и логистические компании (35%) и банки (33%). Ритейл, оптовая торговля, энергетика и промышленность демонстрируют умеренный интерес. Нефтегазовые компании и негосударственные пенсионные фонды потребности в услугах коммерческих ЦОД пока не испытывают.
Спрос со стороны крупных предприятий на услуги дата-центров будет расти на 35-40% в год. Крупные заказчики проявляют интерес к сложным облачным сервисам. Однако от перехода в «облака» их удерживает неуверенность в надежности операторов ЦОД и слишком высокая, по мнению клиентов, стоимость аренды ПО. Пока ключевыми услугами российского рынка КЦОД остаются размещение сервера (colocation) – этим сервисом воспользовались 80% текущих клиентов – и аренда оборудования (dedicated), востребованная у 48% заказчиков. Модель SaaS используют менее 20% крупных клиентов российских дата-центров.
Малый и средний бизнес менее активен – как ожидается, в этом сегменте спрос на услуги КЦОД будет расти лишь на 10–15% в год. Но и в этом сегменте заказчики все реже ограничиваются потреблением простых услуг, таких как хостинг почтовой системы, и постепенно расширяют спектр востребованных сервисов.
Рынок становится все более конкурентным: доля площадей, принадлежащих 10 крупнейшим игрокам, с 2009 по 2010 гг. сократилась на 6%. Иностранные операторы КЦОД расширяют свое присутствие в России, и предлагаемые ими стандарты качества заставляют российских коллег активнее искать пути совершенствования собственных услуг.