Рынок LFD к концу года почти восстановился
По данным аналитической компании ITResearch, за IV квартал 2022 г. в России было продано 23,6 тыс. информационных панелей (LFD: профессиональные ЖК-дисплеи с диагональю 32–110 дюймов, включая интерактивные и бесшовные решения и не включая компьютерные мониторы и модульные светодиодные экраны и видеокубы). Общая сумма продаж составила 85 млн долл. По сравнению с III кварталом 2022 г. рынок LFD сильно прибавил – около 79% в штуках и 59% в деньгах.
Разная динамика штучных и денежных показателей означает снижение средневзвешенной стоимости LFD, которое произошло несмотря на резкий рост продаж интерактивных решений, чья доля в штучном выражении приблизилась к двум третям рынка. Аналитики считают, что дешевый доллар потянул за собой заметное снижение рублевой стоимости, что позволило включиться в рынок множеству заказчиков, которым ранее интерактивные решения были не по карману. Иначе говоря, расширение рынка произошло в первую очередь за счет клиентов, которые ориентируются на бюджетные продукты. Также следует отметить, что производство в Китае touch-панелей становится все более дешевым и массовым, а уход грандов открыл шлюзы для проникновения на наш рынок множества noname-брендов, которые обычно играют в нижнем ценовом диапазоне.
В целом год к году (по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.) IV квартал 2022 г. показал даже небольшой рост в 2,3% в штуках и снижение на 6,8% в деньгах. И это произошло несмотря на то, что еще осенью прогнозы аналитиков на окончание 2022 г. были очень пессимистичны, в первую очередь из-за ожиданий плохой доступности. Но целый ряд российских компаний, воспользовавшись дешевым долларом и уходом грандов, за последние месяцы года завезли и отгрузили в канал и заказчикам огромные количества LFD, которые смогли компенсировать значительную часть потерь рынка в целом.
Как и ожидалось, к концу года российский производитель NexTouch «порвал рынок», заняв уверенное первое место с большим отрывом от всех остальных. Причем в основном сейчас сегменте интерактивных решений лидерство компании еще более неоспоримо. Довольно неожиданно на втором месте осталась компания Samsung, в то время как традиционно следующая за ней LG откатилась далеко вниз. Третье-четвертое место с близкими показателями заняли Hikvision и Lumien. За ними с небольшим отрывом следуют Philips (единственный из грандов, кто нарастил бизнес), Polymedia TeachTouch, EliteBoard и Newline.