Анализ российского рынка электросамокатов, электровелосипедов и гироскутеров
В последнее время одной из наиболее популярных тем в профессиональной среде стала «цифровая экономика». Однако мы хотим посмотреть на проблематику шире и трактовать ее скорее как «цифровой социум». Дело в том, что меняется не только экономический уклад общества – кардинально меняются и привычки, и образ жизни людей. Прошло не так много лет с появления первого iPhone, а теперь практически все не мыслят свою жизнь без смартфона, а подавляющая часть – и без социальных сетей. Интернет прочно вошел в число первичных потребностей людей (наряду с водой, едой, местом для сна и отдыха, безопасностью).
Но помимо этого остается важная проблема живой социализации (тусовки), активного отдыха, простого передвижения по городу и окрестностям, индивидуализации, «выпендрежа», адреналина. И всё это у текущего поколения удивительным образом объединяется в электрических средствах индивидуальной мобильности (СИМ): электросамокатах, электровелосипедах и самобалансирующихся гироскутерах.
Все эти устройства – продукт цифровой эпохи. Теоретически ничего не мешало выпустить их массово на рынок еще лет 50–100 назад (прототипам даже больше 100 лет), но только с появлением новых цифровых технологий, а также с развертыванием выпуска литий-ионных батарей эти устройства стали действительно удобными в производстве и использовании, равно как и доступными по стоимости.
Сейчас многие считают, что это самый горячий товар c отличными перспективами, да и мы сами видим, как многие традиционные ИТ-дистрибьюторы и федеральные сети ускоренными темпами развивают поставки и продажи таких устройств. Поэтому, когда один из традиционных клиентов IT Research попросил нас исследовать данный рынок, мы совсем не удивились. Даже были морально готовы включиться, поскольку считали электросамокаты чем-то близким к компьютерам и периферии, которыми занимаемся более 20 лет.
В данном обзоре приведены краткие итоги нашего исследования рынка электрических средств индивидуальной мобильности в России в 2020-м и первой половине 2021 г. Все подобное оборудование мы поделили на три категории. Категория «электровелосипеды» включает собственно велосипеды с моторчиком, а также электротрициклы (велосипеды с тремя колесами), электромопеды и, чтобы не было скучно, детские беговелы.
В категорию «электросамокаты» мы включили собственно электросамокаты, а также устройства того же дизайна, но оборудованные съемным или несъемным сидением.
Категория «гироскутеры» – это все самобалансирующееся устройства: моноколеса и сегвеи. Сюда же мы отнесли экзотичные роликовые коньки с моторчиком. Оказывается, есть даже такие! Но их мало, и не открывать же ради них отдельную категорию?
Основной упор делался на наиболее значимую составляющую – электросамокаты. Отчет получился, мы довольны качеством и полнотой данных. Естественно, далеко не все мы можем опубликовать в открытом доступе. За более подробной информацией обращайтесь в компанию ITResearch.
Digma AllRoad MAX – оптимальный электросамокат для города и дачи
Рынок электросамокатов развивается взрывными темпами: по данным аналитической компании ITResearch, продажи в 1-м полугодии 2021 г. были на 52% больше всего 2020 г. Ведущие производители активно экспериментируют с конструктивами и техническими параметрами, пытаясь выбрать оптимальное сочетание потребительских характеристик. Безусловно, можно собрать в одном устройстве всё самое лучшее, однако аппарат получится перетяжелённым, а цена взлетит до небес. Да и скорее всего такой электросамокат не будет удовлетворять ограничениям Минтранса и ГИБДД.
Компания Digma в своем флагмане AllRoad MAX пошла по пути поиска наилучшего баланса между дизайном, мощностью и проходимостью, с тем чтобы получить доступный электросамокат для максимального охвата потребителей. AllRoad MAX получился действительно удачным: красивым, удобным и универсальным. Он подойдет даже для дальних загородных прогулок, где нет сплошного асфальтового покрытия. А его стоимость (27499 руб. в «Ситилинк» и около 33 тыс. руб. у других продавцов) делает его одним из самых доступных электросамокатов в своем классе.
Общие итоги
Хотя на самом деле электросамокаты и моноколеса появились в продаже около 10 лет назад, серьезный рынок насчитывает всего несколько лет. У нас нет данных за 2019 г., но скорее всего эти показатели были сопоставимы с цифрами 2020 г. В прошлом году все ждали бурного взлета, но локдаун привел к тому, что, несмотря на высокие ожидания, рынок в 2020 г. фактически не вырос по сравнению с 2019-м.
В результате рост перенесся на 2021 г., в первом полугодии которого продажи были почти в полтора раза больше, чем за весь 2020 г. Всего за 1-е полугодие в России было продано более 300 тыс. устройств, из которых 85%, т. е. 260 тыс., составили электросамокаты (рис. 1).
Рис. 1. Динамика российского рынка СИМ в штуках.
Доля самокатов выросла на 5%. Доля велосипедов тоже подросла, а вот гироскутеров – заметно снизилась. Последнее мы связываем с тем, что суперноваторы уже купили себе моноколеса, а на смену им в большинстве случаев ничего не приходит, поскольку самокаты оказались более безопасными и удобными.
Мы считаем, что значительные объемы продукции потребили прокатные организации, в которых сейчас по всей стране насчитывается около 130–150 тыс. самокатов. Также большие объемы (как самокатов, так и велосипедов) были закуплены курьерами. Суммарно около 30% установленной базы используется для зарабатывания денег.
Стоит отметить, что локдаун также существенно перекосил временные ряды. Можно предположить, что основные отгрузки должны приходиться на первое полугодие (перед летом). Но возможно также, что самокаты и велосипеды будут популярны как подарки на новый год.
Поскольку в данном исследовании упор делался на электросамокаты, в деньгах рынок электросамокатов оценен довольно точно, поскольку мы подсчитали продажи практически всех значимых моделей. Для удобства для всех электровелосипедов и гироскутеров мы взяли цену 60 и 10 тыс. руб. соответственно.
В целом российский рынок электрических средств персональной мобильности оценивается в 5,8 млрд руб. в 2020 г. и в 9,1 млрд руб. в 1-м полугодии 2021 г. Самокаты составляют в 1-м полугодии 2021 г. около 80% рынка (7,25 млрд руб., т. е. около 100 млн долл.).
Рис. 2. Динамика российского рынка СИМ в деньгах.
В целом прорисовывается уже немалый рынок. И самое главное – быстрорастущий! Однако сейчас главный вопрос вот в чем: это все еще первичный взлет, связанный с новаторами (после которого часто случается спад и/или достаточно длительный период стагнации, когда эта страта насытится), или уже раннее большинство, начало реального рынка? Ответа на этот вопрос у нас пока нет.
Вместе с тем есть еще более важный вопрос: о емкости потенциального рынка. Наше мнение: если исходить из размера страны, количества домохозяйств, активности покупателей, климата, состояния дорог, моды… – это примерно 10 млн устройств. Речь идет именно о потенциальной установленной базе. И рынку еще предстоит столько продать, чтобы выйти на данный уровень. Это означает экспоненциальный рост на протяжении нескольких ближайших лет.
Кроме того, установленная база в 10 млн единиц при сроке жизни примерно в три года способна обеспечивать продажи порядка 3,5 млн самокатов/велосипедов за год. Это «вторичные закупки», но это очень сильная поддержка рынка.
Так что, если мы не ошибаемся с определением потенциала рынка, перспективы у него самые радужные. И это подтверждает активность грандов из смежных сегментов. Например, совсем недавно на него вышла компания Acer, один из лидеров компьютерного рынка, которой вполне по силам потеснить множество китайских noname-игроков, зачинавших рынок.
Сегментация рынка электросамокатов
Общепринятой сегментации электросамокатов не существует, поэтому мы разрабатывали свою. Мы ввели градации (диапазоны) по цене, по весу и по типу (детский, тинейджерский, взрослый легкий, взрослый средний, взрослый тяжелый – в зависимости в основном от веса), по мощности батареи, Самокаты также можно сегментировать по размеру колеса, по аккумуляторной батарее и по расстоянию, которое устройство может проехать на одной зарядке.
Сегментация по весу, пожалуй, наиболее естественный подход. При этом с весовыми категориями напрямую, что интуитивно понятно, коррелируют типы. Например, все устройства менее 7 кг – это детские, тинейджерские – от 7 до 10 кг, взрослый легкий – от 10 до 15 кг, взрослый средний – от 15 до 20 кг и взрослый тяжелый – вес от 20 кг и выше.
Очевидно, что наиболее популярны три категории (рис. 3): 7–9,9 кг (23% продаж), 12–14,9 кг (27%) и наиболее выросшая в текущем году категория 15–19,9 кг (29%), которую мы связываем с прокатами и курьерами.
Рис. 3. Динамика рынка электросамокатов в различных весовых категориях (в штуках).
При делении рынка на ценовые диапазоны (рис. 4) выделяются три основные. Около 22% приходится на диапазон 15–20 тыс. руб. Объем продаж здесь в 1-м полугодии текущего года почти удвоился. Однако еще больше выросли продажи в диапазонах 30–40 и 40–50 тыс. руб. Так что продажи дорогих самокатов идут почти вровень с дешевыми моделями.
Мы не знаем, связано ли это только с изменениями структуры спроса, или и с производственными проблемами, влекущими за собой удорожание продукции. В частности, очень подорожали commodities. Думаем, это один из самых серьезных факторов, угрожающих росту рынка в следующем году: самокаты могут стать слишком дорогими для большинства потенциальных покупателей.
Рис. 4. Динамика рынка электросамокатов в различных ценовых диапазонах (в штуках).
Наиболее типичные для электросамокатов мощности – 150, 250, 350, 500 Вт. В целом наблюдается рост средней мощности, но на исследуемом временном промежутке он был весьма скромным.
Довольно высокий объем продаж показали мощные самокаты 300–500 Вт, обеспечившие почти 45% всего рынка. Мы предполагаем, что их потребители – это курьеры и прокатные организации. На средние мощности (150–290 Вт) пришлось чуть более трети всех продаж, причем их доля снизилась за год на 5%. Весомые 15% составляли самые мощные электросамокаты.
Очевидно, что особых производственных проблем тут нет, и производители с легкостью могли бы оснащать свои массовые модели моторами мощностью 500 Вт, достаточной для того, чтобы даже самый крупный мальчик весом заметно больше 100 кг «летал». И цена при этом оставалась бы доступной.
Но есть очень значимый момент, связанный с позицией Минтранса и ГИБДД. Уже более двух лет эти ведомства пытаются ввести законы и правила, регулирующие новый вид транспорта, и, как у нас водится, ситуация близка к зарегулированию и избыточному давлению на рынок. В рамках данного обзора мы не хотим углубляться в эту тему, отметим только, что сейчас электросамокаты мощностью более 250 Вт приравниваются к мопедам, и для их использования требуются права категории М. Для понимания, значительная часть прокатных самокатов имеет мощность 350 Вт, но это пока никого не беспокоит.
За разъяснениями мы обратились к Александру Курило, главе представительства Iconbit в России. Он подтвердил, что процессы законотворчества пока идут, и он очень надеется, что наши законодатели возьмут пример с Запада и сделают допустимой без ограничений планку в 500 Вт. Кроме того, Александр уточнил, что устройства мощностью ровно 250 Вт пока не попадают под ограничения, и их пользователи приравнены к пешеходам. И это очень хорошо, поскольку это самая массовая и сбалансированная категория.
Основные бренды
К сожалению, в открытой печати мы не можем привести в явном виде показатели ведущих брендов. Ограничимся общей информацией.
Количество брендов на рынке электровелосипедов превышает 150. При этом рейтинг их неустойчив и очень сильно поменялся за два года. Целый ряд заметных игроков 2020 г. в текущем году уже прекратил поставки.
В целом можно отметить, что однозначным лидером данного сегмента является бренд Kingbon. Также в лидирующую группу входят компании Hiper, Iconbit и Xiaomi/MI. Суммарно на эту группу компаний приходится 58% всех продаж, т. е. консолидация довольно невысока.
На рынке самобалансирующихся гироскутеров мы насчитали 24 бренда. Здесь также рейтинг очень сильно поменялся за два года. В частности, многие лидеры прошлого года в этом году уже фактически гироскутеров не поставляли, но их продукция еще активно представлена в рознице.
В сегменте доминируют Rush Hour и Mizar, также неплохие результаты у Ninebot by Segway. Суммарно эти три бренда контролируют 90% всего рынка – это очень и очень высокий уровень консолидации.
Количество брендов на рынке электросамокатов превышает 115. В отличие от велосипедов и моноколес, здесь позиции игроков более стабильны, и многие компании, будучи лидерами в прошлом году, остаются таковыми и теперь.
Однозначный лидер в общем рейтинге – бренд Ninebot by Segway, позиции которого особенно сильны в сегменте мощных самокатов. Также в лидирующую группу входят бренды Hiper, Iconbit и Kugoo, суммарно на них приходится почти 60% рынка. Есть также целый ряд более-менее заметных игроков второго-третьего эшелона, например Digma, Xiaomi/MI, Dexp, Halten, Tribe, Okai и т. д.