Перечни специальностей и направлений подготовки каждый год публикуются на сайтах вузов, однако названия ИТ-специальностей из государственных образовательных стандартов заметно отличаются от тех, которыми оперируют HR-отделы компаний и cайты с вакансиями. Возможно, ситуацию улучшит обсуждаемый ныне проект ФГОС ВО четвертого поколения.
20 января – важная дата для образовательных учреждений и их будущих студентов. Согласно 55-страничному приказу Минобрнауки № 821 от 27 ноября 2024 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», не позднее 20 января года приема на обучение на официальном сайте образовательной организации должна быть размещена вся информация, касающаяся обучения, в первую очередь перечень специальностей и (или) направлений подготовки, на которые проводится прием на обучение в этом календарном году, а также утвержденные организацией правила и сроки приема на обучение, перечень вступительных испытаний, учитываемые при приеме индивидуальные достижения, количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления и многое другое.
Если говорить о рынке ИТ-труда, то перечень специальностей и (или) направлений подготовки, которые имеются в том или ином вузе, интересен не только тинейджерам, мечтающим стать айтишниками, но и компаниям, которые решили создать или расширить свои программы взаимодействия с вузами.
При этом следует понимать, что названия ИТ-специальностей, которыми оперируют cайты по поиску работы, HR-отделы предприятий и организаций, а также различные аналитические агентства и государственные ведомства, во многих случаях заметно отличаются от терминов, используемых в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), на основе которых вузы формируют свои образовательные программы.
Например, уже много лет существует 35-страничный профстандарт «Системный программист» (ответственный разработчик – АПКИТ), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и зарегистрированный в Минюсте. В профстандарте, составленном с учетом мнений многих участников ИТ-рынка, подробно расписано, какими знаниями и умениями должен обладать специалист, основной целью деятельности которого является разработка, отладка, модификация и поддержка системного ПО. Однако ни один ИТ-вуз (даже из числа упомянутых в исследовании «9-й Рейтинг российских университетов РУССОФТ 2024») в рамках ныне действующих специальностей и направлений подготовки не выдает своим выпускникам «корочки», в которых были бы слова о том, что их предъявитель является специалистом в области системного программирования и, следовательно, может быть полезен компаниям, занимающимся разработкой программных продуктов, относящихся к категории «Системное ПО» (рис. 1).
Разумеется, это не означает, что в образовательных программах ИТ-вузов совсем нет курсов, практик и лабораторных занятий, так или иначе связанных с системным программированием. Вузы, выпускающие специалистов с достаточно глубокими знаниями в области системного программирования, в нашей стране есть (см., например, список участников Круглого стола «Cистемное программирование в высшем образовании: состояние и перспективы», который прошел в рамках Открытой конференции ИСП РАН, посвященной 30-летию института и 300-летию Российской академии наук); хотя их и не так много, как хотелось бы разработчикам системного ПО.
Напомним: в ныне действующем ФГОС ВО по направлениям бакалавриата, среди прочего, есть разделы и подразделы, имеющие отношение к информационным технологиям, а именно:
Компьютерные и информационные науки (02.00.00):
- Математика и компьютерные науки (02.03.01);
- Фундаментальные информатика и информационные технологии (02.03.02);
- Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (02.03.03).
Информатика и вычислительная техника (09.00.00):
- Информатика и вычислительная техника (09.03.01);
- Информационные системы и технологии (09.03.02);
- Прикладная информатика (09.03.03);
- Программная инженерия (09.03.04);
Информационная безопасность (10.00.00):
- Информационная безопасность (10.03.01)
Впрочем, уже сейчас (в связи с развитием технологий и отказом от Болонской системы высшего образования) существует и активно обсуждается проект ФГОС ВО четвертого поколения (ФГОС ВО – 4), в котором, как ожидается, будут следующие ИТ-разделы:
- Фундаментальная информатика и математическое обеспечение компьютерных наук (32.00.00).
- Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект (33.00.00).
- Информационная безопасность (34.00.00).
Однако руководствоваться разделами и подразделами ФГОС ВО – 4 вузы начнут лишь при составлении образовательных программ и учебных планов на 2026/2027 учебный год. В то же время компаниям, занимающимся разработкой, доработкой и/или эксплуатацией ПО, есть смысл присмотреться к проекту ФГОС ВО – 4 уже сейчас. Особенно учитывая, что в нашей стране потребность в ИТ-кадрах высшей квалификации, как следует из озвученных в декабре оценок АПКИТ (рис. 2), и сейчас, и в обозримом будущем почти втрое превышает потребность в кадрах средней квалификации.