Неудачное завершение года для российского рынка ПК
По данным аналитической компании ITResearch, в завершающем квартале 2023 г. в России было продано 1,825 млн настольных и мобильных ПК. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года падение составило 11%. Завершение года по сравнению с 2022-м оказалось негативным.
В целом за 2023 г. было поставлено 6,7 млн ПК, что на 12,5% больше уровня 2022 г.
Сегмент системных блоков в IV квартале снизился в годовом исчислении на 10% – всего их было поставлено примерно 880 тыс. Причем можно отметить, что в этот период системных блоков было продано больше, чем ноутбуков. Как товар во многом ориентированный скорее на поставки в организации, чем на розничный рынок, настольные ПК более устойчивы к кризису. Характерно, что в топ начинают выходить российские компании, ранее относившиеся ко второму эшелону сборщиков.
Лидерами подсегмента системных блоков ПК стали компании DNS, iRu и ICL с суммарной долей рынка 16%.
Сегмент моноблоков оказался самым успешным по динамике. Поставки AIO в IV квартале выросли на 26%. И это произошло за счет мощного усиления именно отечественных брендов: объемы продаж у российских компаний выросли на 40% год к году, а вот зарубежные поставщики продали на 2% меньше. Дело еще и в том, что многие российские компании поставляли относительно дешевые модели AIO сниженной комплектации терминального плана для комплектации массовых рабочих мест.
Лидеры квартала по моноблокам ПК – iRu, Lenovo и MSI с суммарной долей 29%.
Ноутбуки оказались наиболее проседающим сегментом на рынке ПК. В IV квартале они упали на 16% год к году (за весь 2023 г. рост в этом сегменте составил 11%). Ни «черная пятница» ни рождественские распродажи не привели к значимому оживлению продаж мобильных ПК.
Продолжается усиление российских производителей и азиатских брендов второго эшелона в сравнении с традиционными лидерами рынка. Но не всегда товарное предложение новых игроков вызывает энтузиазм у покупателя.
Лидеры в сегменте ноутбуков – Asus, Huawei и Lenovo с общей долей 35%.