ДБО для российских банков – исследование «Техносерв»
Компания «Техносерв Консалтинг» обнародовала результаты исследования российского рынка дистанционного банковского обслуживания розничных клиентов. Как показал опрос, больше половины банков удовлетворены своими системами ДБО, при том что они не имеют того функционала и характеристик, которым банки присваивают наивысшую важность. Приоритетным направлением развития систем ДБО в ближайшее время является управление персональными финансами (PFM), именно в эту область 43% банков будут инвестировать до конца 2015 г.
Исследование было проведено аналитической компанией in4media/Forrester Russia по заказу «Техносерв Консалтинг» в августе-ноябре 2013 г. В нем участвовали 60 топ-менеджеров и руководителей направлений розничного бизнеса, мобильного и интернет-банкинга, электронных платежей Топ-200 российских банков (по версии РА «Эксперт»).
Абсолютное большинство банков развивают системы ДБО с целью привлечения новых клиентов и увеличения прибыли, а также повышения качества своих услуг. Еще половина банков видит в ДБО резервы для оптимизации расходов, а 11% даже рассчитывает на сокращение персонала.
Подавляющее большинство опрошенных банков (93%) предлагает своим клиентам интернет-банк, но мобильный банк есть только у 70%. Управление личными финансами (Personal Financial Manager, PFM) – пока раритетная опция в российском ДБО, она есть только у 23% банков. Вместе с тем PFM – самая горячая область развития дистанционного банкинга, до 2015 г. в это направление планируют инвестиции 41% участников опроса.
Из характеристик систем ДБО наибольшее значение российские банки придают интеграции дистанционного банкинга с CRM-системами (4,4 балла по пятибалльной шкале). Важны также адаптация интерфейса к разным группам пользователей (оценка 3,9) и наличие PFM (оценка 3,5).
Сегодня в Европе набирает силу новый тренд — происходит слияние систем ДБО для физических лиц и малого бизнеса. В российском финансовом секторе мнения на счет необходимости соединения этих функций разделились: его перспективность поддержали 57% опрошенных банков, а остальные 43% уверены, что он не будет востребован.
Планируя внедрение ИТ-систем дистанционного банкинга, 33% опрошенных делают ставку на готовые «коробочные» решения. Системы, созданные собственными силами, используются у 25%, а внешним поставщикам эту задачу поручали 37% банков. ДБО по модели SaaS используется только в 5% случаев.