Рост рынка в последний месяц связан прежде всего с анонсами ИИ-моделей и ИИ-продуктов от ведущих ИТ-компаний США. Но есть ли в ГИИ польза и что он может делать? Есть ли в нем достаточная глубина рынка и пространство для монетизации, чтобы оправдать приращение капитализации на триллионы долларов?
Павел Рябов, независимый аналитик
О волне ИИ-хайпа на рынке…
Рост рынка в последний месяц связан прежде всего с анонсами ИИ-моделей и ИИ-продуктов от ведущих ИТ-компаний США. Но есть ли в ГИИ польза и что он может делать? По сути, главное предназначение ГИИ – это компрессия и декомпрессия информации, а из этого уже «расщепляются» различные производные направления.
Компрессия информации – конспектирование, резюмирование, обобщение, «суммаризация» и т. д. огромных массивов текстовой, аудио- или видеоинформации по особым алгоритмам. Декомпрессия – из ранее сжатой информации на основе логических цепочек и по заданным сценарным векторам генерация аудио, видео или текстового контента.
Основные сценарии использования ГИИ:
- обобщение и интерпретация контента;
- перевод;
- экспертная система/ответы на вопросы;
- аналитика данных (пока хуже всего развито);.
- рерайт готовых текстов по заданным направлениям, стилям и тональности;
- копирайтинг, написание резюме, отзывов, эссе, простых статей;
- более эффективное распознавание цифрового контента (документов, видео, аудио);
- более умный семантический поиск (например, поиск в фото или видео определенных объектов и сюжетов; пока не работает, но Google обещает интеграцию до конца года).
Тянет ли справочное бюро, переводчик, обобщение контента и умная группировка на 25 трлн долл. (кумулятивный ИИ-хайп с начала 2023 в США и развитых странах) с пафосной претензией на «изменение мира ДО чат-ботов и ПОСЛЕ»? Крайне сомнительно.
Подробнее о возможностях моделей ГИИ читайте в ТГ-канале Spydell Finance
Как это все работает на практике, есть ли в ГИИ достаточная глубина рынка и пространство для монетизации, чтобы оправдать приращение капитализации на триллионы долларов?
О прикладном использовании больших языковых моделей…
Первый вопрос – есть ли положительный опыт интеграции в научно-исследовательские проекты в области экономики и финансов? Нет, ни одна модель не функциональна, не работает.
Есть две критические и пока неразрешимые проблемы на архитектурном уровне самих моделей ГИИ.
Первая – нет вшитого контроля верификации выходных данных и корректности интерпретации. Другими словами, ГИИ не способна оценивать корректность и адекватность сгенерированного контента, нет встроенного критерия истинности.
Доступные на сегодняшний день LLM:
- не проверяют достоверность источников информации и не различают надежные данные от ненадежных.
- не способны самостоятельно выявлять логические ошибки или противоречия в своих ответах.
- не могут критически оценивать представленные аргументы и доказательства.
- не могут адекватно адаптировать свои ответы к специфическим условиям или контексту задачи.
LLM обучаются на сверхбольших массивах данных, изначальная достоверность которых под сомнением. Те данные, на которых были обучены LLM, изначально могут содержать ошибки, предвзятость и недостоверную информацию, а следовательно, обучение часто строится на ложных сведениях.
Сложная аналитика процессов и событий не подвластна ГИИ. Это высокоэрудированная система, которая достаточно тупа в понимании связей и зависимостей сложных систем, а социология, психология, политология, экономика – это как раз те области, где нет жесткой структуризации данных и нет однозначности в интерпретации.
В итоге время и ресурсы на проверку результатов работы ГИИ превосходят любую потенциальную выгоду. Слишком много фейков, чтобы использовать их в серьезных исследованиях и бизнес-процессах. Низкая достоверность выходного контента вшита на уровне архитектуры LLM, поэтому проблема неисправима ни сейчас, ни в ближайшем будущем.
Вторая проблема – необучаемость и ограниченная длина контекстного окна. Эта тема требует отдельного обзора.
Подробнее об использовании LLM читайте в ТГ-канале Spydell Finance