Byte/RE ИТ-издание

Компания «Солво» разработала VR-тренажёр для студентов транспортных колледжей и вузов

Технология виртуальной реальности позволит обучающимся освоить работу на грузовом терминале, не выходя из аудитории. Надев VR-очки, обучающийся попадает в виртуальную среду, имитирующую контейнерный терминал, и сможет примерить на себя роль тальмана – специалиста, который физически осматривает грузы и фиксирует их параметры в системе учёта.

Тренажёр поможет колледжам и вузам в подготовке кадров для морских портов и железнодорожных терминалов.

Транспортно-логистический сектор испытывает рекордную нехватку квалифицированных специалистов: по оценкам Минтранса, к 2030 году дефицит кадров в логистике составит более 400 тысяч человек. Это ставит перед образовательными организациями непростую задачу: обеспечить стратегически важную отрасль работниками, которые обладают нужными практическими навыками и готовы влиться в производственный процесс сразу после выпуска.

«Солво» активно сотрудничает с колледжами и вузами в части организации практического обучения. Осенью 2025 года команда «Солво» представила пилотную версию VR-тренажёра для обучения одному из первичных производственных процессов – приёму контейнеров и связанным с ним операциям.

Интерактивный тренажёр позволяет изучить работу тальмана — специалиста первого учётного звена, который проводит изначальный осмотр контейнера и фиксирует в системе управления терминалом (далее — TOS) его состояние. Именно на основе данных этого осмотра TOS определяет логику размещения контейнера и его дальнейшей перевалки. Надев очки виртуальной реальности, обучающийся оказывается в симуляции, имитирующей морской или железнодорожный терминал.

На VR-терминале можно отработать базовые производственные сценарии, научиться принимать и осматривать контейнеры. Так обучающиеся могут освоить практические навыки в безопасной цифровой среде – без выезда на площадку.

Знать, как производится приёмка грузов, и понимать значение этого этапа для дальнейшей перевалки – важная компетенция для выпускников. Колледжи занимаются обучением оперативного персонала, задействованного в порту и на терминале, а вузы готовят потенциальных руководителей перегрузочных комплексов. Поэтому выпускники как колледжей, так и вузов должны получить базовые навыки приёмки грузов, чтобы понимать, как устроена логика производственных процессов.

Презентация VR-тренажёра была приурочена к выставке Seafood Expo Russia, которая состоялась в Санкт-Петербурге с 22 по 24 октября 2025 года. Технология была представлена на стенде Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа (далее – СПбМРК), принявшего участие в мероприятии в составе подведомственных учебных заведений Федерального агентства по рыболовству.

СПбМРК тесно сотрудничает с «Солво» в рамках проекта Solvo.EDU: компания предоставляет обучающимся профильных направлений доступ к учебной версии системы управления терминалом Solvo.TOS для практических занятий. Курсанты СПбМРК первыми получили возможность протестировать VR-тренажёр в действии.

«Разработка VR-тренажёра стала логичным продолжением нашего сотрудничества с отраслевыми учебными заведениями. Мы видим, насколько важно готовить обучающихся к работе с реальными информационными системами и производственными процессами. Как ведущий разработчик программного обеспечения для терминалов, мы готовы предоставить разные практические инструменты – и учебную версию Solvo.TOS для формирования комплексной картины работы порта, и решения на основе VR для освоения прикладных навыков отдельно взятой профессии в безопасной высокотехнологичной среде», — отмечает Ирина Владимировна Карелина, руководитель направления по работе с госучреждениями «Солво».

В будущем «Солво» планирует развивать VR-тренажёр на основе обратной связи от преподавателей и обучающихся, расширяя сценарии и функциональность решения.

«Практическое обучение – важная часть подготовки специалистов в областях, требующих высокого уровня технической подготовки. К ним относятся и морское дело, и логистика, и рыбная промышленность. Сотрудничество с «Солво» позволяет нам работать в рамках практико-ориентированного подхода и помогать обучающимся получать именно те компетенции, которых ждёт от них потенциальный работодатель», — подчёркивает Сергей Геннадьевич Лосяков, директор СПбМРК.

Вам также могут понравиться