Портал государственных и муниципальных услуг в ХМАО
Компания «ФОРС – Центр разработки» запустила пилотную версию информационного портала государственных и муниципальных услуг, разработанного в интересах Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Решение об экспериментальном использовании портала было ранее принято окружной Комиссией по проведению административной реформы с целью уточнить потребность населения в информации о государственных услугах.
Работы по созданию портала велись специалистами ФОРС с 2007 г. в рамках проекта «Разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в исполнительных органах государственной власти автономного округа». Собственно разработке портала предшествовал большой объем работ, связанных с консалтингом: создание административных регламентов оказания государственных услуг, формирование реестра полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, разработка проектов нормативных правовых документов и т. д. Все это позволило выявить структуру и типовой состав информации о государственных услугах с указанием соответствующих уполномоченных органов – владельцев юридически значимых сведений, а в результате – создать информационно насыщенный и логически хорошо структурированный ресурс.
Основу портала составляет «Система ведения реестра государственных услуг», которая предназначена для внесения изменений в учетные записи сведений об услугах, получателях, местах обращения, документах и иных атрибутах права на получение государственных и муниципальных услуг. Изменениями считаются действия по созданию новых страниц, редактированию и удалению информации. Обновления на соответствующих страницах портала далее происходят автоматически на основании данных из реестра. Таким же образом поддерживаются гиперссылки между различными страницами портала – например, между местами обращения и услугами, получателями и услугами и т. д.
С порталом интегрирована также подсистема «Реестр полномочий органов власти», своего рода перечень основных сведений о государственных функциях: название, правовое основание, исполнитель, отраслевая принадлежность и т.д. Получить представление о возможностях, структуре и принципах работы ИС «Портал государственных и муниципальных слуг» можно здесь.
В основе разработки лежит типовое решение на платформе Oracle Application Server Portal (OracleAS Portal), которое может быть развернуто и в других регионах. Среди его преимуществ – единый доступ ко всем информационным ресурсам, единая система навигации и поиска информации, возможность распределенной работы с документами, наличие единой точки входа для пользователей и централизованное администрирование.
Сейчас на портале представлено 160 государственных услуг, каждая из которых сопровождается полным набором сопутствующих сведений. Предусмотрено автоматическое установление и визуальное представление взаимосвязей между тем или иным видом услуги и другими объектами – получателями услуг, видами документов, госучреждениями и т.д.
Создание портала позволит решить целый ряд задач информационно-справочной поддержки населения и организаций в части оказания им государственных услуг, включая обеспечение доступности как информации, так и самой услуги. Наличие обратной связи с пользователями и возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно сократит время на обработку запросов и сделает работу госструктур более эффективной. В дальнейшем планируется интегрировать систему с другими информационными ресурсами округа и увеличить количество предоставляемых интерактивных сервисов.