Byte/RE ИТ-издание

Три года на одном уровне. Ситуация на российском рынке ИБП


Долговременные тренды и прогнозы рынка

У российского рынка ИБП есть одна важная особенность – явно выраженный волновой характер. Это очень хорошо видно на графиках динамики рынка как в натуральном, так и в денежном выражении (см. рисунок).

1.gif

2.gif

Динамика продаж ИБП в штучном (а) и денежном выражении (б)

В целом такая ретроспектива не свойственна зрелым крупным отраслям, охватывающим всю страну и многие целевые рынки. Однако в сегменте ИБП она очевидна, и можно назвать по крайней мере две причины такой неустойчивости рынка. Во-первых, это макроэкономическая нестабильность в стране, во-вторых – непрерывно продолжающееся активное вытеснение настольных ПК (основной смежный рынок для массовых ИБП) ноутбуками.

До 1-го полугодия 2008 г. объемы продаж ИБП уверенно росли. Но затем во второй половине года грянул мировой финансовый шторм, и продажи покатились вниз. По итогам 2008 г. снижение было еще относительно небольшим, а основные сокращения пришлись уже на 2009 г., когда рынок потерял по итогам года 40% как в штуках, так и в деньгах.

Если же сравнивать кумулятивные (накопительные) потери по сравнению с пиком 2007 г., то потери были еще более значительными, приблизившись к половине рынка (в деньгах). Затем в течение трех лет (2010-2012 гг.) шло достаточно быстрое восстановление, но в 2013 г. началась вторая волна снижения российского рынка ИБП. И хотя она была не столь резкой (падение происходило на протяжении целого ряда лет), но в совокупности это привело (по итогам 2015 г. ) к намного бОльшим потерям, чем в первой волне спада.

Основные причины данного процесса – макроэкономика, находившаяся под давлением вследствие зарубежных экономических санкций, а также политика государства, для которой вопросы роста были на втором месте после обеспечения низкой инфляции. В итоге рынок по сравнению с вершиной (уровнями 2007 г.), потерял две трети в штуках и почти 45% в деньгах. Восстановление этого провала шло уже намного слабее и было растянуто по времени. В итоге рынок отыграл около 10% в штуках и 13% в денежном обороте – но это было все.

Кстати, возможно, что на самом деле мы наблюдаем не третью, а всего лишь вторую волну. Промежуток между 2009 и 2015 гг. был не отдельной волной, а частью нисходящего движения 2007–2015 гг. с глубоким провалом, обусловленным внешними причинами (мировым финансовым кризисом 2008 г. и неблагоприятной политической конъюнктурой для страны после 2014 г.). Даже если бы не было этого обвала, массовый рынок ИБП все равно не позже 2010 г. приступил бы к снижению, возможно, не столь драматичному. Причиной этого является сокращение парка установленных десктопов, вытесняемых ноутбуками. В 2015 г. эти процессы в целом завершились, система вошла в более сбалансированное состояние, и начался новый цикл.

Исходя из этого, на 2020 г. мы ожидали роста рынка минимум на 10%, и к тому было много предпосылок. Профицитный бюджет и вливание денег в экономику должны были повысить активность государства и бизнеса в развитии ИТ-инфраструктуры. Ведь облачные технологии не заставляют организации полностью отказаться от собственных дата-центров, емкость которых по-прежнему будет заметно превышать емкость коммерческих ЦОД. Впрочем, последние также должны были активно инвестировать в развитие, хотя бы для того, чтобы быть готовыми к наступлению эпохи 5G, при которой кратно, а то и на порядки возрастет потребность в вычислительном оборудовании и СХД.

Однако пришла пандемия COVID-19, и все радужные прогнозы одномоментно обнулились. Кстати, мы тоже на тот момент предрекали падение рынка, но наши прогнозы все же были оптимистичнее, чем у зарубежных коллег. Мы ожидали при этом, что провал будет кратковременным. На стороне рынка играли необходимость строительства ЦОД, а также замены выбывающего из строя оборудования. По нашим оценкам, это около 7–8 млн установленных массовых ИБП, замена которых сама по себе, при прежних обстоятельствах, могла бы обеспечить поставки не менее 1 млн аппаратов в год. Правда, весной и летом 2020 г. происходила массовая миграция персонала на удаленную работу, где очень часто используются ноутбуки, не требующие ИБП, в связи с чем наш прогноз по массовому рынку был пессимистичнее, чем по инфраструктурному.

Как будет показано ниже, российский рынок ИБП, действительно, все же смог отскочить вверх и по итогам 2020 г. удержаться на прежних уровнях, что уже само по себе серьезное достижение.

В текущем году под давлением находятся такие важные целевые рынки, как офисные рабочие места (значительная часть сотрудников перешла на удаленку и уже не вернется оттуда), а также офлайн-розница и общественное питание. В определенной мере может быть затронута и сфера образования. Это серьезный удар по сегменту массовых ИБП. При этом многие компании будут улучшать и расширять свою ИТ-инфраструктуру, поэтому мы не ожидали провала в сегменте средних и больших мощностей. В итоге наш прогноз на 2021 г. в целом был нейтральным: еще один год «боковика».

В I квартале 2021 г. рынок ощутимо снизился, но мы были далеки от паники. И действительно, как и предполагалось, во II квартале наблюдался довольно большой рост, и 1-е полугодие оказалось в плюсе. Для 2-го полугодия есть много вероятных сценариев, среди которых и позитивные, и негативные. Какой из них оправдается, к сожалению, зависит только от внешних факторов, но не от потенциального спроса на рынке ИБП, который, повторяем, совсем неплох.

Завершая раздел, можно отметить, что рынок ИБП пережил уже немало кризисов, и всегда после провала рано или поздно он восстанавливался и в целом возвращался на прежнюю кривую развития. Клиенты оставались теми же, их запросы, продиктованные логикой развития ИТ-систем, не менялись, основные производители и их партнеры продолжали работу в привычном стиле, модельные ряды сохранялись и производственные мощности для выпуска ИБП никуда не делись. И как только неблагоприятные внешние факторы перестанут ломать временные ряды, отрасль обязательно вернется на траекторию роста.

Общие итоги и динамика 2020–2021 гг.

Всего в 2020 г. в России было продано 1,294 млн ИБП на сумму в 329,2 млн долл.. В штучном выражении по отношению к 2019 г. рынок снизился примерно на 2%, а в деньгах рост был фактически нулевым (0,06%). Получается, что уже третий год подряд на российском рынке наблюдается «боковик» с околонулевыми темпами роста.

При этом в течение 2020 г. временные флуктуации рынка были просто аномальными, хотя начиналось все прекрасно, выше всяких прогнозов. За I квартал 2020г. на российском рынке было продано 260 тыс. ИБП на сумму в 68,8 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2019 г. рынок вырос на 21,7% в штуках и почти на 27% в деньгах. Но здесь сложилось несколько факторов, существенно подстегнувших спрос.

Во-первых, необходимо помнить, что I квартал 2019 г. был довольно слабым, поэтому сформировалась низкая база сравнения, и даже нейтральная ситуация дала бы формальный рост рынка. Во-вторых, произошел взлет курса доллара, а это традиционно очень стимулирует покупателей, спешащих поймать старые цены и потратить быстро дешевеющие рубли. В-третьих, уже в феврале начала прорисовываться возможность того, что коронавирус – это серьезно. Еще никто не мог предвидеть, что он перерастет в пандемию, но знающие игроки уже предвидели это. А такой расклад был чреват проблемами с доступностью продукции в скором будущем, поэтому многие начали скупать ИТ-оборудование, пока оно еще было на складах у дистрибьюторов. И наконец, в середине марта на рынке ПК начался всплеск спроса, связанный с попытками людей оборудовать удаленные рабочие места во время изоляции. Правда, основным бенефициаром данного процесса оказались ноутбуки, а не стационарные решения. Но кое-что, на фоне дефицита ноутбуков, перепало и десктопам, а значит, и массовым ИБП.

Но, как говорится, недолго музыка играла, и во II квартале 2020 г. на российском рынке было продано лишь 221,8 тыс. ИБП на сумму в 68,8 млн долл. По сравнению с I кварталом рынок снизился на 18% в штуках, правда, в денежном выражении объем продаж оказался практически тем же. В годовом выражении динамика была также сопоставима: по сравнению со II кварталом 2019 г. рынок снизился на 24%, но в деньгах даже вырос на 1%.

Такая существенная разница в динамике денежных и натуральных показателей была связана с резким взлетом средневзвешенной стоимости ИБП, которая достигла рекордного показателя за все время наблюдений и составила 323 долл. В свою очередь это означает резкое увеличение доли инфраструктурных решений. Если в I квартале доля сегмента Online в штуках была 7,55%, то во II квартале – уже около 11,1%. В денежном выражении доля данного сегмента практически достигла двух третей рынка.

Очевидно, что столь драматичные изменения структуры рынка явились следствием кризиса, вызванного пандемией. Массовый рынок обрушился, но инфраструктурные решения, необходимые для поддержки критичной телеком- и вычислительной инфраструктуры менее эластичны к резким колебаниям конъюнктуры. Здесь наоборот, до всех быстро дошло, что можно даже ожидать долговременного роста спроса.

Есть еще один тонкий момент, который необходимо учитывать. Локдаун, а за ним и рост востребованности решений для удаленной работы, привели к всплеску продаж ноутбуков – они выросли на 38%. Настольные решения были менее востребованы, но на фоне дефицита ноутбуков им тоже кое-что перепало.

Почему же тогда массовый рынок ИБП упал на 24%, когда рынок связанных с ними ПК снизился всего на 1,5%? Как нам представляется, получившийся дисбаланс в основном был обусловлен тем, что ИБП – это все же преимущественно корпоративный продукт. Несмотря на все усилия производителей ИБП, домашние потребители менее активны, чем «юрики». При этом ПК в локдауне покупали в основном консьюмеры. Т.е. получается, что основной целевой рынок для ИБП все же простаивал, а сегмент, который был более активен, традиционно не очень расположен к ИБП. Отсюда и резкое снижение отгрузок легких ИБП, заметно перекосившее структуру рынка.

В III квартале 2020 г. на российском рынке было продано 384,5 тыс. ИБП на сумму в 92,2 млн долл. По сравнению с II кварталом текущего года рынок вырос на 80% в штуках. Это аномально высокий показатель, намного превышающий стандартный сезонный фактор, и означает он быстрое восстановление массового рынка.

В денежных показателях рост также был очень весомым, хотя и не столь резким. Всего рынок вырос на 34%. Это означает, что рост инфраструктурного оборудования был в рамках естественных процессов. В целом такая разная динамика представляется разумной, поскольку во II квартале провалился именно массовый рынок, а сегмент on-line ИБП в целом чувствовал себя нормально. Поэтому и рос он скорее в рамках сезонного фактора.

В годовом выражении, т.е. по сравнению с III кварталом 2019 г., рынок показал идентичные результаты как в штуках, так и в деньгах, т.е. вернулся на прежние уровни, хотя и растерял заделы I квартала. И если хорошая ситуация с денежными показателями в целом воспринималась нормально, то восстановление массового рынка оказалось довольно неожиданным. Мы считаем, что очень сильную поддержку рынку оказала медицина. Форсированное разворачивание госпиталей и медоборудования требовало защищенного питания, и очень многие компании сумели неплохо подняться на этой теме.

В последнем квартале 2020 г. восстановление приостановилось: всего было продано 436 тыс. ИБП на сумму в 101,7 млн долл. По сравнению с III кварталом рынок вырос на 13% в штуках и на 11% в деньгах. Это довольно невысокие темпы роста, поскольку IV квартал обычно славится серьезными отгрузками под проекты.

Темпы роста в годовом выражении (по сравнению с IV кварталом 2019 г.) были также невыразительными: –1,7% в штуках и –11,4% в деньгах. На первый взгляд это сигнализировало, что массовый рынок чувствовал себя чуть лучше, чем инфраструктурное направление. Однако более углубленный анализ позволял сделать вывод, что проекты со средним и тяжелым оборудованием в целом проходили нормально, просто усилился крен в сторону решений китайских производителей, чья продукция заметно дешевле, чем у A-брендов, т.е. многие клиенты «выбирали кошельком». Рискнем предположить, что в этом процессе довольно велика заслуга электронных торгов (они традиционно ориентируются на самую низкую цену) в медицинский сектор, который был одним из ключевых целевых рынков второй половины 2020 г.

В текущем году также наблюдаются сильные временные флуктуации. Так, I квартал был довольно слабым, всего в этот период на российском рынке было продано 244,5 тыс. ИБП на сумму в 58,8 млн долл. Средневзвешенная стоимость одного устройства составила 240 долл. По всем показателям в годовом выражении (по сравнению с I кварталом 2020 г.) рынок заметно снизился. Но необходимо отметить, что негативная динамика во многом связана с высокой базой сравнения: в прошлом году I квартал показал рост более чем на 20% год к году. Текущие же показатели все равно выше уровней 2019 г.

В натуральном выражении рынок в I квартале 2021 г. снизился всего на 6%. Это на самом деле довольно щадящее снижение, и оно показывает, что массовый рынок, по поводу которого были наибольшие опасения, в целом чувствовал себя неплохо, причем даже в корпоративной составляющей, что является обнадеживающим фактором.

В деньгах падение было заметно сильнее – рынок снизился на 14%. Снижение наблюдалось в Он-лайн сегменте в диапазоне средней мощности (легкий Он-лайн продолжил уверенно расти). Кроме того, увеличивается давление на рынок со стороны производителей с бюджетным ценником, а также аппаратов младших линеек.

Во II квартале 2021 г. ситуация улучшилась, было продано 267 тыс. ИБП на сумму в 88,4 млн долл. По сравнению с II кварталом предыдущего года рынок вырос на 25% в штуках и 30% в деньгах. Средневзвешенная стоимость одного устройства составила рекордные 330 долл., на 90 долл. больше, чем в предыдущем квартале.

И такая флуктуация неслучайна. Она стала следствием реализации мегапроекта, включающего поставку 40 модульных устройств Huawei по 1,2 МВА, да еще с литиевыми батареями. Это очень дорогие устройства, что и потянуло денежную составляющую рынка вверх. Такие аномальные решения случаются не то что не каждый квартал, но даже и не каждый год. Пожалуй, можно сказать, что это проект десятилетия. Именно этот «выброс» ответственен за всплеск доли тяжелых решений и резкое увеличение доли Huawei, из-за чего закономерно уменьшились доли других игроков.

Интегрально за 1-е полугодие 2021 г. было продано 512 тыс. ИБП на 147 млн долл. Удивительно, что годовая динамика и в штуках и деньгах полностью совпала – рост на 8,1%. Это пока превышает наш прогноз на год (нулевые темпы роста), но имеет место сильный возмущающий фактор, а также пока неясно, как пройдет 2-е полугодие. Если не случится ничего неожиданного, то рынок выйдет по итогам 2021 г. в плюс, но, повторимся, в значительной мере за счет мегапроекта Huawei.

Вам также могут понравиться