Система «АвтоТрекер» на горнодобывающем предприятии
Компания «Русские Навигационные Технологии» представила проект внедрения системы мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер» на базе ГЛОНАСС/GPS в ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат» («УралАсбест»).
«УралАсбест» – крупное предприятие, на которое приходится около 25% мирового производства асбестовой крошки; 65% его продукции поставляется в дальнее зарубежье. Компания также производит щебень, щебеночно-песочные смеси, крупнозернистую посыпку и песок. Ее работа связана с широким использованием специальной карьерной техники, самосвалов, железнодорожного и автотранспорта. Добыча сырья ведется открытым способом, соответственно, для предприятия важно повысить эффективность использования дорогостоящей карьерной техники, прежде всего большегрузных самосвалов и экскаваторов.
Внедрение системы «АвтоТрекер» на «УралАсбесте» началось еще в 2005 г. Первоочередными задачами проекта были отслеживание перемещений автотранспорта, сокращение простоев большегрузных самосвалов, подсчёт рейсов, выполненных ими за смену. При этом требовалась высокая точность позиционирования автомобилей, позволяющая отслеживать работу транспорта с учетом рельефа карьера, а также идентифицировать погрузку (или заправку) по журналам событий самосвала и экскаватора. В рамках пилотного проекта система мониторинга «АвтоТрекер» прошла всесторонние испытания. По их результатам было принято решение подключить к системе свыше 250 единиц техники: более 50 сверхтяжёлых самосвалов «БелАЗ», более 70 единиц техники для карьерных работ (экскаваторы и бульдозеры), около 80 единиц вспомогательного транспорта.
Подчеркнем, что в рамках данного проекта были впервые реализованы функции системы «АвтоТрекер», значительно повысившие эффективность применения систем мониторинга транспорта на горно-обогатительных комбинатах (ГОК) и ставшие основой для типизированных решений. К таким разработкам, в первую очередь, относятся система автоматического учёта ходок, а также механизмы подключения дополнительных справочников и создания правил учёта. Еще одной особенностью проекта стало тесное сотрудничество с оператором сотовой связи, которое привело к установке базовых станций и использованию сети GSM в качестве телекоммуникационной инфраструктуры обмена данными между автотранспортом, карьерной спецтехникой и диспетчерским центром; при этом оператор получил множество новых абонентов. По сравнению с применением радиосвязи, такое решение, включившее карьер в сферу обычной сотовой связи, дало предприятию «УралАсбест» дополнительные возможности улучшения всей совокупности бизнес-процессов.
В системе мониторинга транспорта, помимо функций учета ГСМ и стандартных средств визуализации местонахождения и перемещений транспорта, активно используется сервис AT-DBautomate, обеспечивающий обработку в режиме реального времени потоков событий, поступающих на сервер системы «АвтоТрекер». В ходе этой обработки рассчитываются основные параметры каждой ходки, превышение времени стоянки, а также целый ряд дополнительных показателей. При этом правила работы AT-DBAutomate и индивидуальные параметры каждой единицы техники, подключенной к системе мониторинга, задаются с помощью специализированного инструментального ПО AsbestManager. Эта программа позволяет также строить детальные отчёты использования техники по сменам. Оценив возможности системы «АвтоТрекер», заказчик «завязал» на нее многие бизнес-процессы, в том числе расчет заработной платы. «УралАсбест» стал также инициатором новых технических разработок, например, средств интеграции «АвтоТрекер» с CAN-интерфейсом техники Caterpillar и системы контроля давления в шинах.
В итоге в ОАО «УралАсбест» создана высокоэффективная корпоративная система управления транспортом, основанная на объективных данных и интегрированная в систему менеджмента компании. Значительно снизились негативные проявления «человеческого фактора»: простои дорогостоящей техники и слив топлива, приписки пробега и «левые» рейсы. Стала доступна удобная и точная статистика по выполненным рейсам, количеству перевезённой горной массы, длительности работы и простоя, движения с грузом и без него. По оценкам руководства компании, на смену казавшейся бесперспективной борьбе со злоупотреблениями, масштаб которых трудно было оценить, пришли точные данные и эффективные алгоритмы их обработки.