Автоматизация расчетов за услуги ЖКХ
ПроектЗаказчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (http://www.dgkh.ru) Партнер: компания «ФОРС — Центр разработки» (http://www.fdc.ru) Задача: Создание комплексной информационной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Юго-Восточного административного округа Москвы Решение: Oracle Application Server и Oracle Database Enterprise Edition c опциями Partitioning, OLAP и Oracle Data Mining. |
Жилищно-коммунальное хозяйство Москвы представляет собой объект колоссального масштаба и огромной сложности. В городе насчитывается почти 40 тыс. жилых строений, около 100 тыс. подъездов, 50 млн кв.м дворовых территорий и местных проездов. Для управления этим хозяйством в Москве существует 125 ДЕЗов в 123 управах. Кроме того, свыше 400 организаций ведут работы по содержанию и ремонту дорог, а еще 370 коммерческих и более 200 государственных предприятий занимается прочими уборочными и ремонтными работами.
Для формирования и проведения единой государственной политики в таких приоритетных сферах развития города, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), благоустройство и озеленение, в столице был создан отраслевой орган исполнительной власти — Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ) города Москвы. В его ведомственном подчинении находится 33 государственных унитарных предприятия и три государственных учреждения. В круг контролируемых департаментом направлений входят эффективное оперативное управление функционированием городского жилищно-коммунального хозяйства и его сбалансированное развитие, задачи планирования и постоянного контроля за рациональным использованием средств бюджета города Москвы и заемных средств. Ключевые источники, из которых финансируется работа департамента, — это средства городского бюджета и платежи нанимателей и собственников городской недвижимости (юридических и физических лиц) за оказываемые им услуги в сфере ЖКХ.
Учитывая масштабность находящейся в управлении Департамента ЖКХ инфраструктуры, сложный характер взаимоотношений между входящими в нее контрагентами, поставляющими и потребляющими услуги ЖКХ, а также множество разнообразных связей между ними, было остро необходимо организовать работу так, чтобы иметь возможность четко отслеживать объемы и сроки выполняемых работ и контролировать их финансирование. Эффективным способом разрешения стоящих перед департаментом проблем стала комплексная автоматизация подсистемы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Задача
В целях совершенствования системы обслуживания населения в жилищно-коммунальной сфере, в том числе информирования о предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и их оплате, а также отработки механизмов эффективного управления жилищным фондом 25 июня 2002 г. Правительство Москвы приняло постановление № 476-ПП «О создании Единых информационно-расчетных центров в административных округах и их отделениях в районах Москвы».
Исторически в Москве сложилось так, что на начальном этапе автоматизации сферы ЖКХ силами различных ИТ-поставщиков создавались никак не связанные между собой базы данных и информационные системы. В результате в десяти муниципальных округах Москвы, объединяющих 125 районов, насчитывалось более 20 разнородных информационных систем, основанных на собственных принципах и использующих далеко не всегда совместимое оборудование и программные решения. Такая ситуация затрудняла интеграцию систем, проведение перерасчетов и оперативный контроль за деятельностью расчетных центров.
Муниципальными властями Москвы было принято решение о создании автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности Единых информационно-расчетных центров» (АСУ ЕИРЦ), которая должна была обеспечить комплексную автоматизацию расчетов с потребителями за жилищно-коммунальные и прочие услуги, будучи, в свою очередь, частью единой информационно-расчетной системы городского хозяйства Москвы.
Требования к системе
Заказчик сформулировал ряд ключевых требований к АСУ ЕИРЦ, выработанных на основе целей и задач, поставленных правительством Москвы перед Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Прежде всего новое решение должно было обеспечить защиту законных интересов потребителей — физических и юридических лиц — при начислении оплаты и организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Для этого все виды взаиморасчетов и все основания для их осуществления должны были быть максимально полно и прозрачно представлены в системе.
Далее, от автоматизированной системы требовалось содействовать повышению эффективности процессов управления и контроля за функционированием жилищно-коммунального хозяйства, что достигается, с одной стороны, за счет более полного и комплексного учета всех аспектов работы инфраструктуры ЖКХ, а с другой — за счет закрепления персональной ответственности исполнителей.
Кроме того, АСУ ЕИРЦ должна была способствовать сокращению необоснованных затрат на функционирование ЖКХ путем детальной фиксации объемов оказываемых поставщиками услуг, их качества и оперативности предоставления и формирования на базе этой информации объективных финансовых поручений на их оплату.
И наконец, предполагалось, что новая система обеспечит потребителям услуг новый уровень социального комфорта при взаимодействии между субъектами ЖКХ через ЕИРЦ районов.
Решение
По результатам проведенного Управлением городского заказа в 2003 г. открытого конкурса, решением всех членов конкурсной комиссии, куда вошли представители префектур города Москвы, создание информационной инфраструктуры Единых информационно-расчетных центров было доверено консорциуму компаний во главе с «ФОРС — Центр разработки» (генеральным подрядчиком работ по созданию АСУ ЕИРЦ в городе Москве).
Реализация проекта началась с создания комплекса АСУ ЕИРЦ для Юго-Восточного административного округа Москвы. Эта фаза, состоявшая из четырех последовательных этапов, заняла около полутора лет, однако с завершением последнего этапа сам проект не закончился: разработанное решение и полученный опыт предполагается тиражировать при построении АСУ ЕИРЦ во всех других административных округах города.
На предпроектной стадии, которая длилась шесть месяцев — с декабря 2003 г. по июнь 2004-го, были разработаны общее и частные технические задания на систему в целом и ее отдельные компоненты. Второй этап, с июня по декабрь 2004 г., был отведен на поставку и наладку серверного оборудования и ПО, а также на запуск системы в опытную эксплуатацию. Третий этап, с декабря 2004 г. по июль 2005-го, включал опытную эксплуатацию системы, обучение операторов АСУ ЕИРЦ и специалистов обслуживающих ИТ-организаций. В августе 2005 г. начался последний этап — состоялся запуск АСУ ЕИРЦ в промышленную эксплуатацию.
В соответствии с действующей административной иерархией города АСУ ЕИРЦ имеет трехзвенную архитектуру (см. рисунок). Система разделена на ряд подсистем, работающих в режиме online: это системы пользовательского взаимодействия, обмена сообщениями, финансово-расчетная система, система оперативного хранения информации, хранилище данных и система информационной безопасности. Доступ в Интернет при этом не предусмотрен. Организационно АСУ ЕИРЦ обеспечивает автоматизацию процессов на трех иерархических уровнях — город, округ, район.
[рисунок]Архитектура АСУ ЕИРЦ г. Москвы.
Город — это верхний управляющий уровень системы, на нем происходит централизованное администрирование, а также формируется единая нормативно-справочная информация для использования на других уровнях. На уровне города происходит также информационный обмен с ИТ-системой финансового оператора (банка, через который выполняются соответствующие финансовые операции).
На уровне округа обеспечивается хранение и обработка информации округа. Таким образом, основу системы составляют окружные серверы. К серверу округа по волоконно-оптическому каналу связи подсоединены все рабочие станции районных ЕИРЦ. Сервер округа обеспечивает обработку и хранение данных и передает агрегированную информацию в общую городскую базу данных. Районные ЕИРЦ, в которых происходит взаимодействие с потребителями услуг (физическими и юридическими лицами), собственных баз данных не имеют, работа с окружным сервером там организована в режиме тонкого клиента.
Для предотвращения несанкционированного доступа к информационным ресурсам АСУ ЕИРЦ предусмотрена подсистема информационной безопасности, отвечающая комплексу требований руководящих документов ФСБ и Гостехкомиссии России по защите информации.
Система базируется на платформе СУБД Oracle 9i и серверах IBM pSeries. Программная часть АСУ ЕИРЦ представляет собой заказное решение, при разработке которого использовались технологии, ресурсы, интеллектуальный потенциал и опыт всех шести входящих в консорциум компаний под эгидой ФОРС. Функциональность системы обеспечивается за счет таких продуктов и технологий, как Oracle Application Server и Oracle Database Enterprise Edition c дополнительными опциями Partitioning, OLAP и Oracle Data Mining.
Результаты
Прежде всего стоит отметить, что по завершении проекта и внедрении АСУ ЕИРЦ во всех административных округах города Москвы будет создано единое информационное пространство, содержащее исчерпывающие сведения о состоянии городского хозяйства на территории каждой обслуживаемой территориальной единицы.
Благодаря АСУ ЕИРЦ в короткие сроки были автоматизированы процессы начисления, обработки и учета жилищно-коммунальных платежей для всех форм собственности жилищного фонда, что значительно упростило взаиморасчеты между поставщиками и потребителями услуг ЖКХ. Кроме того, была проведена полная автоматизация расчетов с предприятиями — поставщиками жилищно-коммунальных услуг, арендаторами и собственниками нежилых помещений. В итоге удалось реализовать единый порядок начисления и учета жилищно-коммунальных платежей и предоставить потребителям услугу «единого платежного документа» по оплате услуг для недвижимого имущества всех форм собственности.
В новой системе также автоматизированы основные процедуры, связанные с подготовкой документов при регистрации граждан по месту жительства. Она способствовала упорядочению процедуры предоставления жилищных субсидий (в том числе с использованием социальных персонифицированных счетов граждан) и возмещения доходов, выпадающих в результате предоставления жителям льгот. Таким образом, были сформированы более удобные для населения условия обслуживания и взаимодействия со всеми участниками городского хозяйства (принцип «единого окна»).
Из непосредственных результатов внедрения АСУ ЕИРЦ необходимо также отметить оптимизацию внутренних механизмов работы Департамента ЖКХ города Москвы. В частности, система позволяет проводить оперативный и всесторонний анализ деятельности для принятия эффективных управленческих решений на всех этапах управления городским хозяйством обслуживаемой территориальной единицы (район, округ, город). Кроме того, реализован единый регламент взаимодействия ЕИРЦ с системами поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг, уполномоченными банками, городскими и федеральными информационными системами (БТИ, Москомрегистрация, ГУВД, ГАС «Выборы», ЗАГС, ГЦЖС и другие).
Экономическую эффективность проекта можно оценить, исходя из нескольких факторов, способствовавших оптимизации механизмов работы департамента и повышению ее эффективности. Среди ключевых факторов эффективности АСУ ЕИРЦ стоит отметить:
- своевременное выявление неплательщиков и быстрое принятие соответствующих мер;
- устранение дублирования функций и сведение к минимуму нерационального использования рабочего времени;
- рост доверия населения к предоставляемым платежным документам, поскольку из них видно, за что конкретно начислена та или иная сумма;
- оперативность перерасчетов оплаты коммунальных услуг;
- улучшение качества обслуживания, ликвидация очередей;
- сокращение оперативных расходов на ИТ-обслуживание благодаря использованию одной системы во всех расчетных центрах;
- самостоятельный выбор расчетными центрами обслуживающих ИТ-организаций, исходя из собственных бюджетов и наибольшей привлекательности предлагаемых ими условий.
На завершающем этапе внедрения АСУ ЕИРЦ прошла приемку городской комиссией и получила Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации «Электронная Москва». Система также получила одобрение крупнейших поставщиков жилищно-коммунальных услуг — «Мосгаза», «Московской объединенной энергетической компании» и ряда других.
«В результате внедрения единого информационного ресурса появится возможность повысить качество обслуживания населения, значительно снизить вероятность ошибок в проведении расчетов за жилищно-коммунальные услуги и главное — избавить от очередей. Теперь функции отделов по обслуживанию физических и юридических лиц, а также паспортных столов будут объединены. Любой горожанин в любое время сможет получить нужную ему достоверную и полную информацию о фактически потребленных услугах в момент обращения». Начальник Государственного учреждения города Москвы |
В настоящий момент АСУ ЕИРЦ определена как единая городская информационная система обеспечения деятельности всех информационно-расчетных центров в Москве. Система уже используется в трех административных округах — Юго-Восточном, Северо-Восточном и Центральном; продолжается ее внедрение в остальных округах города. До конца 2007 г. планируется перевести все окружные и районные расчетные центры в Москве на единую информационную систему.