Дефицит микросхем оперативной памяти грозит рынку еще на годы вперед – двум крупнейшим производителям, Samsung и SK hynix, вместо инвестиций в строительство новых фабрик проще перенацелить производственные мощности на выпуск тех разновидностей DRAM, за которые сборщики ИИ-серверов платят любую цену. А что «обычные» модули ОЗУ безумно дорожают – их не беспокоит.
Если мировой рынок центральных процессоров можно называть монопольным с некоторой натяжкой (на Intel приходится около 70% поставок таких чипов в штуках, если считать все ЦП, включая консольные и встраиваемые), а в сегменте графических ускорителей Nvidia властвует практически безраздельно (с долей 92%), то рынок микросхем оперативной памяти, DRAM, изнывает от фактической дуополии: ведущие производители на этом направлении – Samsung и SK hynix – формируют порядка 70% отгрузок опять-таки в штуках). И сегодня столь высокая концентрация производственных мощностей грозит глобальному рынку продолжением дефицита DRAM на годы вперед – по меньшей мере до 2028-го.
К такому выводу пришли эксперты южнокорейского профильного издания Hankyung, проанализировав итоги беседы топ-менеджмента обеих компаний с представителями ведущих мировых инвестиционных банков, Morgan Stanley и Bank of America Merrill Lynch. Руководство обоих чипмейкеров «сигнализировало о своей осторожности в подходе к обозначенной проблеме», что подразумевает отказ их от инвестирования (точнее, от привлечения средств этих самых банков) в незамедлительное расширение производства DRAM.
Обойтись же без крепкой финансовой поддержки извне в таком деле не удастся: цена одного фотолитографического станка – в зависимости от того, по насколько миниатюрным техпроцессам тот позволяет выпекать чипы, – колеблется от десятков до сотен миллионов долларов. Необходим также широкий спектр недешевого дополнительного оборудования (для подготовки сырья, постобработки, тестирования) и средства на возведение новых производственных комплексов не с «чистыми комнатами» даже, а с натуральными «чистыми цехами» – которые обязаны соответствовать крайне жестким требованиям к содержанию в воздухе пылевых частиц. Вдобавок, чипмейкерское производство весьма энерго- и водоемко, что не делает себестоимость микросхем ниже, а сроки возврата инвестиций в производственные линии для них – короче.
Впрочем, если бы спрос на DRAM рос равномерно по всей ИТ-индустрии, скорее всего, чипмейкеры рискнули бы привлечь внешние средства (даже под нынешние, непривычно высокие проценты) – и потерпеть 1,5–2 года неизбежные убытки, пока не завершится период возведения и пусконаладки новых фабрик. Сейчас же ситуация объективно иная. С одной стороны, есть направление, связанное с изготовлением новых специализированных серверов для решения ИИ-задач: их в огромных объемах и практически не обращая внимания на ценник без устали заказывают ведущие гиперскейлеры – начиная с AWS, Google и Microsoft. С другой, есть весь прочий ИТ-рынок (классические серверы, ПК и смартфоны, элементы Интернета вещей, встраиваемая техника и т. д.): там наблюдается в лучшем случае стагнация, а в худшем – спад поставок в канал продаж год к году. Иными словами, если бы не искусственный интеллект, мировой ИТ-рынок спокойно входил бы сейчас в очередной цикл умеренного спада, как раз логично намечавшийся после того, как отшумел лихорадочный всплеск спроса на высокотехнологичные товары в период COVID-19 и сразу после него.
ИИ же – точнее, поднявшийся вокруг него в конце 2022 г. и до сих пор не утихающий ажиотаж – смешал чипмейкерам все карты. Инвестировать сейчас в новые производства им страшновато: а ну как пузырь, как о том предупреждают многие аналитики, все-таки лопнет и потребители ИИ-сервисов перестанут нести облачным провайдерам деньги за доступ к генеративным моделям? Как тогда списывать убытки и расплачиваться с кредиторами? Гораздо вернее – тем более в условиях дуополии, когда договориться между собой нетрудно, – перенацелить имеющиеся сегодня производственные мощности на выпуск тех разновидностей DRAM, за которые сборщики ИИ-серверов готовы платить буквально любую цену (потому что отбоя от клиентов упомянутых облачных сервисов нет), получая тем самым невиданную за много десятилетий маржу.
А что в результате не хватает мощностей для выпуска памяти попроще, из-за чего, в свою очередь, чудовищно дорожают модули ОЗУ для ПК и классических серверов, – это чипмейкеров не беспокоит: маржинальность такой продукции по сравнению с ИИ-ориентированной ничтожна. Samsung и SK hynix намерены начать осторожно инвестировать в возведение новых фабрик DRAM лишь в 2026 г. – и значит, на рынок изготовленные там чипы попадут не ранее 2028-го, а до тех пор рост цен на память, можно с уверенностью утверждать, будет поступательно продолжаться. Если, опять-таки, не лопнет пресловутый «ИИ-пузырь» – но тогда весь мировой ИТ-рынок настолько крепко встряхнет, что цена модуля ОЗУ меньше всего будет волновать и канал продаж, и конечных заказчиков.