J’son & Partners о российском рынке офисного ПО
Российские платформы офисного ПО – до 80%, доля open source решений составит 10%, зарубежных решений – 10%.
Компания J’son & Partners Consulting опубликовала результаты регулярного исследования российского рынка офисного ПО за 2023 г. По итогам прошлого года объем рынка вырос на 12% и достиг 64 млрд руб. по сравнению с 56,9 млрд руб. в 2022 г.
Основная доля рынка (55% общего объема) пришлась на корпоративный сегмент (B2B) – 35,3 млрд руб. На втором месте государственный сегмент (B2G) – 26,4 млрд руб. (41%), на третьем – частные лица (B2C) с 2,3 млрд руб. (4%). Для сравнения, в 2022 г. объем корпоративного сегмента составлял 30,4 млрд руб. (53%), государственного – 23,9 млрд руб. (42%), а сегмента частных лиц – 2,6 млрд руб. (5%).
Доля российского ПО в общем объеме рынка в 2023 г. достигла 21%, составив 13,5 млрд руб. (15% в 2022 г. и 12% в 2021-м).
Аналитики J’son & Partners Consulting также подтвердили прогноз существенного роста доли российского офисного ПО в общем объеме коммерческого рынка.
Результаты исследования показывают, что при сохранении нынешних тенденций к концу 2030 г. объем рынка превысит 100 млрд руб. и он будет иметь следующую структуру: российские платформы офисного ПО – до 80%, доля open source решений составит 10%, зарубежных решений – 10%.
Прогноз на период 2023–2030 гг. был скорректирован в сторону плавной динамики из-за более длительного, чем ожидалось, технологического процесса импортозамещения и сохранения возможности приобретать зарубежное ПО. Несмотря на это, в 2023–2025 гг. предполагаются высокие темпы роста (12%) на фоне продолжающейся цифровизации экономики и импортозамещения. После 2025 года прогнозируется некоторое замедление темпов роста в связи с приближением рынка к стадии насыщения: к тому моменту большая часть рынка уже будет использовать отечественные программные продукты. Согласно прогнозам, среднегодовой темп роста (CAGR) в период с 2021 по 2030 гг. составит 11%.
Основными драйверами рынка, по мнению аналитиков, являются:
- уход с российского рынка зарубежных игроков – в частности, в 2024–2025 гг. закончатся сроки действия трехлетних лицензий на продукты иностранных вендоров;
- повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций;
- необходимость обеспечения информационной безопасности и цифрового суверенитета как государственными, так и коммерческими предприятиями;
- активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещения;
- последовательная политика Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
- усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных;
- рост лояльности потребителей к российскому ПО –в 2023 г. многие из заказчиков уже прошли этап поиска новых решений, провели ИТ-аудиты и пилоты, определились с выбором систем и запустили проекты миграции;
- усилия вендоров по развитию продуктов.
Барьером же в развитии рынка может стать замедление темпов роста экономики, что повлияет на покупательскую способность.