Byte/RE ИТ-издание

Кто на выход с китайского рынка?

Политика сдерживания КНР в ИТ-отрасли, начатая Дональдом Трампом еще в первую его президентскую каденцию, существенно изменила ситуацию для глобальных вендоров вычислительной техники. А учитывая непростую макроэкономическую ситуацию в самих США, Западной Европе, союзных им азиатских странах, лишение доступа к китайскому рынку оказывается для ИТ-компаний крайне болезненным.

Китай, крупнейший страновой рынок на планете (в Индии формально населения сейчас больше, но средняя покупательная способность его ниже), несколько десятилетий был завидной площадкой для сбыта продукции множества мировых брендов, в том числе и высокотехнологичных. Политика сдерживания материкового Китая в ИТ-отрасли, начатая Дональдом Трампом еще в первую его президентскую каденцию, существенно изменила ситуацию для глобальных вендоров вычислительной техники и связанных с нею продуктов. И, учитывая крайне непростую макроэкономическую ситуацию в самих США, Западной Европе, союзных им азиатских странах – а все они традиционно выступали крупнейшими потребителями ИТ-продуктов, – лишение доступа к китайскому рынку оказывается для глобальных ИТ-компаний крайне болезненным.

Так, уже в марте 2025-го закончится действие лицензии, которую Microsoft выдала компании Huawei на установку ОС Windows на выпускаемые ею компьютеры. И продлить ее, спасибо санкциям американского Минторга, скорее всего, невозможно (хотя официального подтверждения этой информации пока не поступало). Соответственно уже с апреля китайский производитель, не желая полагаться на случай, намерен начать поставки в торговый канал ПК под управлением своей собственной HarmonyOS, ориентированной пока в основном на внутреннего потребителя, или Linux – по большей части для внешних рынков.

В апрельском модельном ряду Huawei фигурирует, к примеру, «ИИ-ноутбук» с предустановленной HarmonyOS, построенный на базе произведенного в КНР процессора Kunpeng и исходно оснащенный несколькими генеративными приложениями на основе ИИ-моделей семейства DeepSeek. Другой представитель этого модельного ряда – MateBook D16 Linux Edition, первый в истории компании ноутбук под управлением ОС на базе ядра Linux. И если примеру одной из крупнейших компаний китайской ИТ-отрасли последуют другие, не исключено, что достаточно скоро доля активных ПК под управлением различных версий Windows, на данный момент превышающая 70%, заметно сократится, тогда как ниша, занимаемая Linux, не менее ощутимо вырастет с нынешних 1,8%.

Кроме того, в разработке у Huawei находится набор микросхем для персональных компьютеров на архитектуре ARM (причем в открытой для свободного использования ее части – с собственными доработками, разумеется). Точные сроки выхода в серию этих систем (их условное наименование – X90) пока не указаны. Ранее обсуждалась возможность появления компьютеров с такими чипами в продаже уже в I кв. текущего года, однако в нынешнем своем состоянии микропроцессорная отрасль материкового Китая способна производить чипы лишь по технологическому процессу «7-нм» (и более крупномасштабным тоже, но они сегодня еще менее актуальны). Причем доля выхода годных микросхем с каждой пластины крайне невысока – поскольку изготавливаются они на самом теоретическом пределе разрешения фотолитографов прежнего поколения, с DUV-засветкой фоторезиста на заготовке. Возможно – учитывая недавнюю информацию об активном освоении КНР источников EUV-излучения для реализации более тонких производственных норм, – выпуск компьютерных ARM-процессоров Huawei отложен до уверенного освоения «5-нм» или еще более миниатюрного техпроцесса.

Если китайская ИТ-отрасль в обозримой перспективе переключится на собственные чипы и ПО, начиная с центральных процессоров и ОС, это отнюдь не понравится американским вендорам того и другого – поскольку заместить выпадающие доходы от рынка Поднебесной окажется попросту нечем. В ситуации же, когда на ИТ-импортозамещение в США выделяются огромные средства, сроки окупаемости новых и весьма дорогих фабрик из-за сокращения рынков сбыта грозят затянуться на годы. А за это время вынужденного снижения инвестиций в НИОКР коллеги из КНР как раз, вероятно, сумеют наверстать отставание, достигающее сегодня по самым «горячим» направлениям 10–15 лет.

Вам также могут понравиться