Легальный контент или нелегальный?
В Интернет-среде индустрия развлечений заметно меняется: появляются новые модели монетизации, артистам уже не требуются посредники в виде корпораций, а бесплатное распространение постепенно становится нормой. Но готовы ли пользователи перейти на легальный контент? По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом Общественное мнение (ФОМ) в июне 2013 г., 62% интернет-пользователей не могут отличить легальный контент от нелегального. Даже среди тех, кто готов платить за легальный контент, этот показатель составляет 57%. Причем за два года, прошедшие со времени предыдущего опроса, несмотря на антипиратские кампании, доля «неразборчивых» пользователей выросла на 7%. На первое место в качестве признака легальности вышло качество: в сети стало больше легального бесплатного контента.
И тем не менее 40% аудитории Рунета все еще не готовы платить за доступ к легальному контенту (два года назад – 43%), а готов за него платить лишь каждый четвертый пользователь (25%). Остальные пока не определились: 36% опрошенных затруднились ответить на вопрос.
Среди мотивирующих факторов в пользу легального платного контента определяющими остаются высокое качество (38%) и надежность, безопасность (17%). Заметно уменьшилась доля людей, считающих, что труд авторов должен оплачиваться (с 11 до 6%). Со своей стороны, те, кто не готов платить за легальный контент, ссылаются на недостаток средств (35%) или считают, что «нет смысла платить за то, что можно найти бесплатно» (18%).
Все более популярным становится потребление аудио и видеоконтента в Интернете. Так, более чем две трети интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиаконтент в Сети. Можно отметить, что потребление более «тяжелого» видео популярнее, чем прослушивание или скачивание аудио, но доля пользователей, скачивающих видео, заметно упала (с 37 до 27%). Два года назад в ходе исследования не задавались вопросы, касающиеся мобильных устройств, а в этом году 11% аудитории Рунета скачивают для них контент.
Более 16 млн пользователей Рунета готовы платить за развлечения, а более 20 млн считают, что наиболее эффективный способ борьбы с пиратством – это легальные бесплатные сервисы. Этой аудитории достаточно, чтобы выстраивать и отрабатывать новые бизнес-схемы для распространения легального контента. Однако существующие практики этого потребления все еще не соотнесены с авторскими правами – большая часть пользователей не имеет навыков различения легального и нелегального контента в Интернете, качество и удобство для них важнее, чем моральные или даже ценовые побуждения. Несмотря на то что почти половина пользователей сталкивалась в Интернете с предупреждением, что использование, просмотр или скачивание аудио или видео запрещено правообладателем, только 19% считают это эффективной мерой по борьбе с пиратством. В то же время 12% полагают, что с пиратством в сети бороться не нужно: это бесполезно, дорого и вредно для свободы информации.