По данным аналитической компании ITResearch, в первом квартале 2023 года российский рынок ПК (включая настольные и мобильные ПК) составил 1,8 млн шт. – что, фактически, совпадает c показателями за аналогичный период 2022 года. Формальный рост – всего на 0,4%. (Кстати, в этот период мировой рынок ПК чувствовал себя явно хуже.)
При этом настольный и мобильный подсегменты вели себя разнонаправлено: системные блоки незначительно снизились – на ~2%; моноблоки упали существенно – на 21%; а ноутбуки показали рост на 4%;
В сегменте системных блоков главной тенденцией стало импортозамещение. Традиционные лидеры продаж – HP и Lenovo – официальные продажи прекратили; «параллельный» импорт этих марок не может компенсировать уход с рынка. В корпоративном сегменте долю международных брендов заняли крупные отечественные производители – «Аквариус», iRu, ICL. Лидером в первом квартале стала компания «Аквариус».
В целом присутствие импортеров на российском рынке десктопов сократилось до 10%; в сравнении с Q1`22 совокупные продажи импортных брендов ужались на -60%.
В сегменте AIO безоговорочным лидером стала компания MSI, также высокие показатели у «новичков» — Hiper, а также у iRu, поднялась доля у Аквариус и ICL. В целом лидирующая пятерка реализовала 58% моноблоков.
По сегменту AIO уход прежних лидеров ударил сильнее всего.
На рынке ноутбуков также лидирует компания MSI – единственная тайваньская компания активизировавшаяся на российcком рынке после кризиса. Огромные загрузки MSI в канал, в частности по прямым контрактам с основными сетями компьютерного и электробытового ритейла, позволили компании вообще выйти на первое место, не только по ноутбукам, но и по ПК в целом. На второе место — по ноутбукам и вообще — вышел Asus, на третьем закрепился бренд Huawei. (Хотя если к продажам Huawei прибавить аффилированый бренд Honor – то в целом продажи ноутов китайской корпорации окажутся на второй позиции.)
Продажи традиционных лидеров сократились за счет отечественных брендов и продаж ранее не присутствовавших на российском рынке азиатских компаний. Предложение последних, впрочем, явно превысило реальный спрос.
В целом, российские компании вместе заняли 8% продаж мобильных ПК, однако их общий годовой рост составил более 180%.
Компания Intel вернула себе часть ранее утраченной доли и в настольном и в мобильном сегментах. Сегодня решения на базе AMD заняли лишь порядка 22%. (В конце 2021 продажи «альтернативного» вендора находились в окрестности 30%.) Что касается настольного сегмента, дело, во-первых ,в том, что текущий спрос на ПК поддерживается в основном за счет поставок в госсектор и прочим крупным заказчикам, где авторитет Intel Core выше согласно стереотипу; а во-вторых, в том, что у AMD в России всегда было больше проблем с доступностью – и в сложные для закупок времена, с Intel проблем оказывается все-таки меньше.