«Умный» офлайн-ритейл – новый «Механический турок»?
Несколько лет назад в офлайновых продуктовых магазинах Amazon с помпой внедряли формат Just Walk Out, позволяющий учитывать покупки с помощью системы машинного зрения, без участия кассиров или хотя бы кассы со сканером. Но, как выяснилось, в большинстве случаев верификация корректности выставляемых счетов не обходится без участия человека…
В конце 2016 г. американский Интернет-гигант Amazon приступил к тестированию нового формата покупок в офлайновых продуктовых магазинах – Just Walk Out («Достаточно просто выйти»), о котором за несколько месяцев до того уже ходили самые восторженные слухи. Идея, напомним, заключалась в том, чтобы покупатель на входе в магазин авторизовался с помощью смартфонного приложения, после чего наполнял корзину необходимыми товарами, а на выходе просто забирал бы из нее покупки и уходил – не взаимодействуя ни с живым кассиром, ни даже с автоматической кассой (сканирующей штрих-коды, например).
Установленные в магазине камеры и датчики фиксировали снятие товара с полки и перемещение его в физическую корзину, причем умные алгоритмы призваны были выявлять ситуации, когда покупатель ошибся или передумал, вернув несостоявшуюся покупку обратно. В итоге компьютерная система с крайне высокой, как заявлялось, надежностью идентифицировала все приобретения – и после выхода человека из магазина с банковской карты, привязанной к фирменному приложению, списывалась необходимая сумма. Все очень просто.
Просто настолько, что пару лет спустя после внедрения Just Walk Out в обиход – и в особенности на пике коронакризиса, нанесшего сильнейший удар по традиционному ритейлу, – многие эксперты всерьез заявляли, что дни классических офлайновых магазинов с живым персоналом на первой линии сочтены. С одной стороны, их позиции подорвала e-commerce; с другой – благодаря подобным Just Walk Out технологиям даже на крупный универмаг достаточно будет пары-тройки консультантов в зале, чтобы разрешать сомнения покупателей и помогать им сделать выбор. Огромная же армия кассиров становилась, как казалось тогда многим, совершенно излишней благодаря мощи высоких цифровых технологий. К весне 2024 г. около половины офлайновых торговых точек Amazon Fresh были оборудованы этим перспективным решением.
Увы, как выясняется, в данном случае почти дословно повторилась относящаяся к концу XVIII века история «Механического турка» – сверхсложного автоматона, якобы способного играть в шахматы на уровне лучших гроссмейстеров того времени. На деле же в тесном ящике в основании машины скрывался живой шахматист, с помощью действительно хитроумной системе рычагов и тяжей перемещавший фигуры на расположенной сверху доске. Вот и у Amazon, как выяснили журналисты издания The Information, на Just Walk Out работали более тысячи живых специалистов, располагавшихся физически главным образом в Индии. В их задачу входил скрупулезный просмотр видео с камер внутри магазинов и верификация корректности выставлявшихся компьютерной системой счетов.
По сообщению GeekWire, в начале апреля из Amazon Web Services уволили несколько сот человек, главным образом из команды, отвечавшей как раз за технологии обеспечения работы офлайновых магазинов. Информацию эту позже подтвердил один из старших вице-президентов компании, уточнив, что Amazon переходит от Just Walk Out к более скромной по масштабам, – но, очевидно, лучше реализуемой на чисто машинном уровне – технологии Dash Carts. В этом случае датчики и камеры, фиксирующие помещение товара в корзину, располагаются на самой же корзине.
Отныне Amazon намеревается в офлайновой области делать ставку на «умные тележки» вместо «умных магазинов»: по оценке, полученной The Informationот осведомленных источников, не менее 70% совершенных посредством Just Walk Out покупок нуждались в верификации человеком, тогда как изначально, в 2016-м, речь шла о допустимом верхнем пределе недостоверных транзакций в 5%. Судя по всему, даже очевидные за последние несколько лет успехи систем машинного зрения не настолько основательны, чтобы обеспечить функционирование офлайнового магазина без присмотра живого персонала с достаточным для безубыточности уровнем точности. Специалистам по машинному обучению и искусственному интеллекту явно есть еще над чем работать!