«Железная» альтернатива виртуализации
Как известно, аналитики Gartner включили в список 10 стратегических технологий и виртуализацию. Казалось бы, альтернативы этой технологии нет. Но вот специалисты американской компании Rackable Systems, известной как производитель не только «ЦОД в контейнере» ICE Cube, но и серверов половинной глубины (half depth), полагают, что возможность выбора все-таки существует, и даже предложили новый термин — «физикализация» (physicalization). Представители компании отмечают, что это иной способ виртуализации, когда вместо ограниченного числа больших физических серверов используется много маленьких физических серверов, которые делят нагрузку между собой. На каждый такой сервер устанавливается собственная копия ОС и, как считают инженеры Rackable Systems, про виртуализацию можно больше ничего не знать, а точнее, просто забыть о дорогом и сложном ПО виртуализации.
В то время как программная виртуализация консолидирует серверы для выполнения приложений на независимых виртуальных машинах VM (virtual machine), для воплощения «физикализации» разработана архитектура MicroSlice. Физически она реализуется в стойках-«кабинетах» CloudRack (высотой 22 или 44U); в них, в зависимости от высоты, вставляется 22 (или 44) лотка-«трея» (высоты 1U), на которых располагается несколько серверных плат и дисковых накопителей. Для управления серверами используется технология Roamer, реализованная в специальном модуле. В одном «кабинете» высотой 44 U можно разместить до 264 серверов, у каждого из которых есть только один разъем под процессор. Лоток-«трей» TR1000-AT1 поддерживает до шести серверов, каждый из которых оснащен двухъядерным процессором AMD Athlon, двумя слотами DIMM для оперативной памяти и одним 2,5-дюйм жестким диском. На такой же поддон можно установить три сервера, каждый с разъемом под двухъядерный AMD Athlon, трех- или четырехъядерный AMD Phenom, четырьмя DIMM слотами и одним 2,5-дюйм винчестером. Новые серверы половинной глубины (C1000-AT1) поддерживают двухъядерные процессоры AMD Athlon, а также один или два 3,5-дюйм накопителя без внешнего доступа. Кроме того, в версии C1002-AT1 допускается использование четырех 2,5-дюйм жестких дисков с горячей заменой.
В отличие от стандартных серверных плат, которые после преобразования переменного тока (в США 110 В), как правило, получают напряжения постоянного тока трех номиналов (3, 5 и 12 В), изделия Rackable Systems обходятся только одним (12 В). Кстати, подобные серверы с одним напряжением питания используются и в корпорации Google. По словам ее специалистов, такой выбор обусловлен тем, что на обычных серверных платах только две трети электроэнергии доходит до компьютерных компонентов. Другие эксперты, правда, отмечают, что платы с напряжением 12 В эффективнее обычных всего на 3%, однако при большом количестве серверов экономия оказывается существенной. В архитектуре MicroSlice энергопотребление одного сервера составляет около 72 Вт. Значительную роль здесь играют и технологии энергосбережения в процессорах, созданных корпорацией AMD.
Другое преимущество подхода, предложенного Rackable Systems, заключается в стоимости новых серверов, которая оказывается не выше 500 долл. «Секрет» компании состоит в том, что для своих серверов она умело комбинирует недорогие компоненты для ПК с серверными особенностями, такими как память ECC (Error Correction Code), или возможностью удаленного управления. Таким образом, на рынке появился новый класс серверов – надежная платформа по невысокой цене, предназначенная в первую очередь для «облачных» вычислений (cloud computing) и реализации Web-приложений. В компании отмечают, что архитектура MicroSlice уменьшает стоимость на один сервер на 80% и улучшает соотношение цена-производительность на 51%.
Впрочем, скептики сразу нашли слабые места «физикализации». Во-первых, 264 сервера, рассеивающих по 72 Вт, дают более 19 КВт на стойку, что при известных размерах составляет 950 Вт на квадратный фут. Это в 10 раз больше того значения, которое поддерживается большинством собственных дата-центров, и впятеро больше, чем обеспечивают современные ЦОД, предлагаемые в порядке аутсорсинга. Во-вторых, «физический» подход к виртуализации хорош только для той нагрузки, которая без проблем делится между серверами. На этом «железе» довольно эффективно будет работать Web-сервер или иные Интернет-приложения с интенсивным вводом-выводом, но, например, попытка работы с базой данных ничего не даст. И в-третьих, виртуализация – это все-таки несколько больше, чем просто деление серверов на разделы (партиционирование). Ведь речь может идти и о перемещении нагрузки, и о мгновенных снимках при архивировании информации, и об изменении размера виртуальной машины (как реакции на изменение нагрузки).
Конечно, «физикализация» вряд ли сможет соперничать с виртуализацией, но, как отмечают эксперты Enterprise Strategy Group, это нишевое решение вполне может занять свою долю рынка. По крайней мере, в условиях кризиса небольшая компания из Фремонта (шт. Калифорния) сделала неплохой маркетинговый ход.