Фрод с использованием интернет-банкинга в России
По данным компании «АльфаСтрахование», за год (с июля 2015 г. по июнь 2016 г.) в России в 5,5 раз возросло число несанкционированных снятий денежных средств со счетов держателей банковских карт через интернет-банкинг. На банковский фрод с использованием интернет-банкинга приходится 93% убытков, связанных с несанкционированным снятием. При этом на кражу наличных, снятых из банкомата, приходится лишь 4% страховых случаев, а на утрату банковской карты – 3%.
Эксперты «АльфаСтрахование» проанализировали статистику обращений по страховым случаям с банковскими картами, произошедшими с клиентами компании. По их мнению, основной причиной резкого увеличения убытков по несанкционированному снятию, связанных с интернет-мошенничеством, является недостаточная осведомленность населения в части правильного использования новых технологий. Большое количество случаев несанкционированного снятия происходит по вине самих держателей карт, которые сами предоставляют доступ третьим лицам к информации для личного пользования, не понимая, чем это может для них обернуться.
С каждым годом возраст держателей банковских карт растет, а их знания в области современных банковских технологий остаются на прежнем уровне, зачастую нулевом. Так, пострадавшие охотно называют пароли в личные кабинеты и ПИН-коды, стоит только позвонившему представиться сотрудником банка, в котором у них открыт счет. Хотя в правилах использования банковских карт и памятках, которые выдают некоторые банки, указано, что ПИН-код нельзя называть никому, даже находясь в банке, и тем более «сотруднику», звонящему по телефону. Чаще всего мошенники говорят, что они решают какую-либо внезапно возникшую проблему со счетом либо переводом средств.
Часто потенциальных жертв несанкционированного снятия (которые никогда не пользовались интернет-банкингом) для решения какой-либо проблемы, будь то приобретение товара или услуги, а иногда даже при устройстве на работу, просят завести карту и открыть личный кабинет. Далее мошенники просят у них логин и пароль для доступа к новой карте под предлогом перевода на нее денежных средств. Клиенты без подозрений это делают, руководствуясь тем соображением, что банковская карта в этот момент пуста. Они не понимают, подчеркивают в «АльфаСтрахование», что дав возможность входа в свой личный кабинет, они предоставили мошенникам доступ ко всем своим счетам.