Byte/RE ИТ-издание

Исследование Рексофт: 46% предприятий нефтегазового сектора стремятся к переходу на малолюдное производство

Многопрофильная технологическая группа Рексофт в сентябре 2024 года провела исследование, частью которого стал опрос более 120 профильных специалистов нефтегазового сектора в рамках конференции DIGITAL OIL&GAS. Исследование выявило, что:

46% предприятий нефтегазового сектора стремятся перейти или уже переходят к малолюдному или безлюдному производству;
26% предприятий отрасли недостаточно готовы к цифровой трансформации.

Безлюдное и малолюдное производство

Тема малолюдных производств все чаще звучит в связке с цифровизацией крупных предприятий. В первую очередь, она была активирована вопросом кадрового дефицита в экономике и в нефтегазовой отрасли, в частности. По разным оценкам, в настоящее время в нефтегазовом секторе России не хватает от 40 000 до 100 000 сотрудников. По данным платформы по подбору персонала HH.ru, отрасль увеличила количество онлайн-объявлений о вакансиях в первом квартале 2024 года на 24% по сравнению с предыдущим годом.

Ольга Макова, директор департамента промышленной автоматизации группы Рексофт: «Малолюдное производство подразумевает максимальную автоматизацию всех процессов, которые могут выполняться без участия человека. Это особенно важно для условий, где люди не могут находиться из-за экстремальных факторов (температура, загрязненность, радиация) или где человеческие возможности (скорость, сила) недостаточны для выполнения задач. Закрыть потребность в персонале для площадок со сложными условиями работы не всегда простая задача. Для того чтобы преодолеть кадровый дефицит, а также обеспечить достойные условия труда, предприятия внедряют цифровые решения, которые освобождают людей от рутинных задач в пользу более креативных и делают их труд комфортным и безопасным.

Исследование Рексофт показало, что многие российские предприятия начинают переходить на малолюдное или безлюдное производство. Так, 46% опрошенных респондентов из числа профессионалов нефтегазового сектора заявили, что их компании стремятся к полной автоматизации процессов: почти 31% респондентов анализируют доступные решения, а 15% уже сейчас внедряют эти технологии.

На сегодняшний день промышленные предприятия активно внедряют технологии повышения эффективности работы персонала: автоматизация рутинных операций, оптимизация информационной нагрузки, построение единых диспетчерских пунктов для объектов, расположенных на больших расстояниях, с минимальным количеством операторов, а также более глубокое обучение операторов с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Внедрение этих технологий приводит к оптимизации кадрового ресурса.

При этом 60% респондентов считает, что широкое распространение малолюдных и безлюдных производств не приведет к сокращению рабочих мест.

«Достигнуть полностью автоматизированного производства в ближайшем будущем вряд ли удастся, — считает Ольга Макова. — Высококвалифицированные специалисты всегда будут востребованы. Сокращение человеческого труда поможет ответить на реалии современного рынка занятости, где поиск сотрудников, например, в рабочих специальностях становится вызовом для компаний и тормозит их развитие. Малолюдные предприятия не сокращают рабочие места, а оптимизируют те ставки, которые и сейчас закрываются отделами кадров со значительными трудностями».

Цифровые технологии

Безлюдные предприятия — одно из направлений внедрения цифровых технологий на предприятиях нефтегазового сектора. Согласно данным исследования Рексофт, почти половина компаний отрасли (48%) уже готовы или активно внедряют такие инструменты. 26% респондентов отметили, что на текущем этапе анализируют доступные решения. Лишь 10% опрошенных специалистов считают, что их предприятия не готовы к активному переходу на цифровые продукты, а еще 16% затруднились с ответом.

«26% респондентов не уверены или констатируют, что их предприятие не готово к цифровизации. Это открывает огромные перспективы для поставщиков ИТ-решений, но, вместе с тем, ставит вопросы о том, какую долю эффективности компании нефтегазовой сферы упускают вследствие промедления с цифровизацией. Когда речь идет об отдельных предприятиях — это вопрос менеджмента, но высокий процент отставания в современных технологиях может отразиться на конкурентоспособности целой отрасли», — комментирует Ольга Макова.

При этом сейчас существует широкий спектр технологий и накапливается опыт их применения, который может быть перенесен на другие предприятия индустрии. Лидеры отрасли смотрят в сторону проектов с такими решениями, как: роботизированные линии, автоматические системы оптимизации и принятия решений, цифровые советчики, интеграция с программным обеспечением предприятия (ERP/PLM/CAD/CAM), решения на основе машинного обучения, машинное зрения, беспилотный транспорт и многое другое.

«В непрерывных производствах, таких как нефтепереработка и нефтехимия, на разных уровнях уже активно внедряются системы усовершенствованного управления на базе математических и статистических моделей, позволяющие без участия человека оптимизировать технологический процесс под изменяющиеся факторы: нужный вид продукции, качество сырья и состояние оборудования. Кроме того, используются технологии повышения эффективности работы персонала, что ведет к оптимизации человеческого ресурса», — добавляет Сергей Михайлин, архитектор решений департамента нефти и газа группы «Рексофт».

Вам также могут понравиться