Byte/RE ИТ-издание

Отказ от поставок в КНР создал сложности ASML

После публикации итогов III квартала акции производителя чипмейкерского оборудования и монополиста в области EUV, торгуются примерно на 10% ниже, чем год назад. Проблема в том, что рынок покупателей продукции ASML крайне узок, и после исключения из списка клиентов компаний из КНР новых заказов удалось собрать почти вдвое меньше против ожидаемого экспертами.

В середине октября голландская компания ASML, производитель чипмейкерского оборудования, обнародовала предварительные итоги III квартала – и настолько разочаровала ими рынок, что акции ее упали 15-го числа на 16%, а на следующий день – еще на 6%. После некоторой коррекции бумаги компании торгуются сейчас примерно на 10% ниже, чем в те же дни 2023 г., и прогнозы финансовых аналитиков неутешительные: судя по всему, еще долго придется выбираться из весьма затруднительного положения, в котором она оказалась.

Ситуация на первый взгляд более чем удивительная. Как известно, ASML сегодня единственная в мире серийно выпускает фотолитографические машины EUV – где используются экстремально короткие ультрафиолетовые волны, 13,5 нм, для экспонирования фоторезиста на кремниевой пластине-заготовке. Именно эти машины, способные изготавливать микросхемы по условным топологическим нормам «5 нм» и менее, весьма востребованы, поскольку практически все наиболее актуальные чипы для ПК, серверов, графических адаптеров и смартфонов уже проектируются по нормам «3-нм», а в скорой перспективе ожидается переход микропроцессорных фабрик тайваньской TSMC и южнокорейской Samsung – главных ODM-изготовителей СБИС для ведущих разработчиков, от Apple и Qualcomm до Nvidia и Intel – на «2-нм». У той же TSMC портфель заказов на производство по нормам «3-нм» расписан уже на год вперед с учетом максимально возможной загрузки фотолитографов; Intel также закупает у ASML новенькие EUV-машины… Казалось бы, что может пойти не так?

Проблема, однако, в том, что из-за исторически сложившейся сверхконцентрации ключевых микроэлектронных производств рынок потенциальных покупателей продукции ASML крайне узок. Собственно, потому она и оказалась монополистом в области EUV: с учетом гигантских инвестиций, которые потребовались бы для разработки соперничающих продуктов, конкуренция за внимание единиц потенциальных покупателей сверхдорогого оборудования экономически попросту бессмысленна. Одна голландская установка High-NA Twinscan EXE, которую Intel, к примеру, намерена применять для производства чипов по нормативу «Intel 18A» (имеются в виду ангстремы: 18 Å = 1,8 нм), обходится заказчику в 380 млн долл. Цена эта настолько велика – точнее, окупаемость подобной машины даже при нынешнем высоком спросе на изготавливаемые ею чипы займет так много времени, – что та же TSMC, к примеру, собирается обзавестись подобной техникой лишь ближе к 2030 г., а пока будет довольствоваться для своих производств «3-нм» и будущих «2-нм» EUV-машинами, выпущенными тоже ASML, но предшествующего поколения.

Исключение заказчиков из КНР из списка потенциальных клиентов – напомним, голландцам пришлось это сделать не по собственной воле, а под серьезным нажимом США, – отразилось таким образом на ASML крайне негативно. Результаты III квартала 2024 г. говорят сами за себя: хотя продажи у компании достаточно велики – 7,47 млрд евро (далеко не в последнюю очередь потому, что те же заказчики из материкового Китая активно закупали у нее устаревшие по нынешним временам DUV-фотолитографы на глубоком ультрафиолете 193 нм, пока не попавшие под санкции), новых заказов за этот же период удалось собрать всего на 2,63 млрд евро – против ожидавшихся экспертами 5,59 млрд. И на 2025-й прогноз выручки ASML вынужденно снижен до вилки 30–35 млрд евро, тогда как еще совсем недавно аналитики Visible Alpha предсказывали его на уровне 36,1 млрд евро.

Вслед за акциями ASML просели на несколько процентов и бумаги главных заказчиков (и проектировщиков) полупроводниковых чипов – AMD, Nvidia, Intel, ARM, Broadcom, Micron. Нервозная реакция биржевых спекулянтов понятна: раз на фоне не прекращающегося уже два года ИИ-бума ODM-чипмейкеры не торопятся приобретать новые сверхдорогие станки для выпуска микросхем, значит, реальный спрос на СБИС за пределами сравнительно узкого ИИ-направления (прежде всего это серверные графические ускорители и память для них) по-прежнему не слишком велик. Стало быть, TSMC и Samsung имеют возможность наращивать производство наиболее востребованных заказчиками чипов, не расширяя производственные линии, а маневрируя доступными мощностями – грубо говоря, перепрограммируя станки, ранее выпускавшие центральные процессоры, на изготовление графических ускорителей, поскольку объем заказов на ЦП вследствие общего спада продаж ИТ-оборудования снижается.

В то же время китайская микропроцессорная отрасль явно взяла курс на автономизацию – собственно, последовательно вводимые Минтогом США санкции другого выхода ей не оставляют. По слухам из информированных источников, которые цитирует TrendForce, не только материковый чипмейкер SMIC сумел на DUV-оборудовании освоить выпуск чипов «5-нм» для Huawei, но и Xiaomi уже получила первые микропроцессоры «3-нм» – и, вполне вероятно, именно их будет использовать для оснащения своих флагманских смартфонов уже в 2025-м. Правда, опытную партию изготовила для китайского заказчика, не находящегося под такими жесткими, как Huawei, санкциями, все та же тайваньская TSMC – но суть здесь в том, что компания из КНР сама спроектировала свои СБИС, не прибегая к западным программным платформам для технологического дизайна микросхем, доминировавшим в отрасли до недавнего времени. А значит, еще одна важная нить, увязывавшая глобальный ИТ-рынок воедино, по сути оборвалась.

Понятно, что с чисто экономической точки зрения такая вынужденная локализация чрезвычайно инвестиционно емких ИТ-разработок, и программных, и тем более аппаратных, не слишком разумна. Но в нынешних геополитических реалиях соображения отвлеченной оптимизации производственных процессов более не работают: важно получить результат, и КНР его получит, в том числе за счет деятельной государственной поддержки. Остающаяся же по большей части рыночной условно западная ветвь микроэлектроники (включающая Японию, Тайвань и Южную Корею) будет чем дальше, тем сильнее ощущать на себе негативные последствия волюнтаристского разрыва с условным же Востоком. И даже многомиллиардные субсидии, выделяемые правительством США в рамках разрекламированного CHIPS Act, не слишком-то ей пока помогают.

Вам также могут понравиться