В условиях, когда ограничения на поставки в материковый Китай как самих передовых ИТ-продуктов, так и фотолитографических машин для их производства становятся все более жесткими, в КНР находят способы преодолевать искусственно навязываемое ей отставание. В результате две ветви развития мировой ИТ-отрасли – китайская и американоцентричная – все сильнее будут расходиться друг с другом.
В недавнем интервью голландской вещательной компании BNR Питер Веннинк, бывший до апреля 2024 г. главой ASML, мирового лидера по выпуску чипмейкерского оборудования, заявил, что «микропроцессорная война», которая разворачивается уже несколько лет между США и КНР, лишена материальных оснований и подпитывается исключительно идеологическими соображениями. Вместе с тем, продолжил он, как раз по причине отсутствия объективной необходимости искусственно «разводить» (decouple) глобальный ИТ-прогресс по двум параллельным ветвям развития такое положение дел может сохраняться десятилетиями – и впоследствии, когда (и если) идеологические причины для противостояния исчезнут, это существенно затруднит возврат к единым для всего мира стандартам в высокотехнологичной отрасли.
Начиная с 2018 г. Минторг США регулярно ужесточает ограничения на поставки в материковый Китай как самих передовых ИТ-продуктов (к примеру, новейших серверных графических адаптеров, а по сути – тензорных вычислителей для ИИ-расчетов – Nvidia), так и средств их производства. Той же ASML, что три десятилетия ко взаимной выгоде сотрудничала с китайскими чипмейкерами, теперь запрещено отправлять в Поднебесную самые передовые фотолитографические машины EUV, позволяющие изготавливать микросхемы по производственными нормам «7 нм» и менее. И это заставляет уже китайскую промышленность осваивать выпуск собственного чипмейкерского оборудования. Так, по данным полупроводниковых ассоциаций SEMI и SEAJ, только за I квартал текущего года продажи такого оборудования китайским заказчикам превысили 12,5 млрд долл. ( для сравнения: общемировой их объем за тот же период – 26,4 млрд долл.), что на целых 113% больше, чем с января по март 2023 г.
Неудивительно, что близкие к китайской микропроцессорной индустрии источники сообщают о готовности Huawei, лидера ИТ-отрасли КНР, уже в текущем году представить свои новые флагманские смартфоны на базе системы-на-кристалле полностью локального производства Kirin 9100. Эта система предположительно будет изготавливаться по освоенным чипмейкерами Поднебесной самостоятельно «5-нм» технологическим нормам. Правда, за неимением EUV-фотолитографов китайским умельцам приходится переоборудовать для этой цели машины предыдущего поколения (DUV), изначально рассчитанные на технологические нормы в лучшем случае «10-нм». Поэтому выход годных микросхем с одной пластины, по оценкам экспертов, оказывается значительно ниже, чем если бы те же самые «5-нм» чипы литографировались на изначально ориентированной на столь миниатюрный техпроцесс EUV-машине.
Тем не менее КНР понемногу преодолевает искусственно навязываемое ей отставание в ИТ-отрасли от США – и чем дальше, тем сильнее две эти ветви развития будут расходиться друг с другом уже по вполне объективным причинам. Та же Huawei совместно с местным производителем микросхем памяти Wuhan Xinxin Semiconductor Manufacturing Co. (XMC) в последнее время активно развивает направление многослойной высокоскоростной оперативной памяти для графических и тензорных ускорителей, High Bandwidth Memory (HBM), выпуск которой во всем мире пока что под силу лишь южнокорейским SK Hynix и Samsung или американской Micron. А значит, через какое-то время в материковом Китае начнут проектировать и изготавливать не только собственные смартфонные чипы, но и серверное оборудование для тренировки и исполнения генеративных ИИ-моделей, обеспечивая свою технологическую независимость и в этом ключевом сегменте.
Учитывая же, что с октября власти КНР планируют поставить под государственный контроль экспорт редкоземельных материалов, без которых немыслимо микропроцессорное производство, уже американоцентричная ветвь развития мировой ИТ-отрасли может оказаться под серьезным давлением: самое передовое оборудование в наличии, но сырье для его эксплуатации приходится добывать окольными путями и по более высокой цене (по состоянию на 2023 г. материковый Китай обеспечивал до 70% общемирового производства редкоземельных металлов). Это не значит, разумеется, что чипмейкеры США, Японии, Южной Кореи окажутся на голодном пайке: нарастить добычу необходимого сырья за пределами КНР технически возможно, только это потребует немалых инвестиций и дополнительного времени.
В результате такого взаимного торможения две ветви ИТ-индустрии действительно имеют немалый шанс выровняться по темпам развития уже в ближайшие 5–10 лет – и с этой точки зрения чисто идеологические предпосылки к самому их «разведению», о которых упомянул Питер Веннинк, представляются все менее и менее осмысленными. Правительство КНР официально поставило цель к 2035 г. обеспечить технологическое лидерство страны в шести важнейших отраслях, включая полупроводниковое производство, и уже сегодня эти планы вовсе не выглядят беспочвенным прожектерством.