Byte/RE ИТ-издание

Navision Commerce Portal

Александр Якунин
Генеральный директор Navision CIS

Navision Attain предназначена для управления финансами, производством, дистрибуцией, цепочками поставок, отношениями с клиентами и сервисным обслуживанием. Система основана на многоуровневой архитектуре клиент-сервер и Web-технологиях.

Commerce Portal – решение для электронной коммерции и сотрудничества на базе Navision Attain, позволяющее вести торговлю, самообслуживание и налаживать прочие формы взаимодействия между компанией и ее коммерческими партнерами через Интернет. В этой статье рассказывается о возможностях Commerce Portal, его основных функциях и технологической архитектуре.

Архитектура

Архитектура Commerce Portal (она показана на рисунке) включает технологии Microsoft .NET и технологии Navision.

Schema
Архитектура Commerce Portal.


Microsoft .NET

Централизованное применение технологий Microsoft позволяет снизить стоимость владения и обеспечивает совместимость с инфраструктурой, существующей в фирме-клиенте. Более того, то обстоятельство, что продукты Navision основаны на платформе Microsoft, освобождает клиентов Navision от необходимости долгосрочных инвестиций в новые технологии.

В Commerce Portal использовано множество самых последних продуктов Microsoft.

Microsoft Commerce Server 2000. Это следующее поколение по отношению
к Microsoft Site Server 3.0, Commerce Edition. Продукт поставляется с целым
рядом аналитических отчетов и функций трассировки действий, которые также доступны
для системных администраторов Commerce Portal. Еще одно преимущество Commerce
Server заключается в использовании открытой цепочки заказов. Подобный механизм
обеспечивает полноценный и непрерывный процесс формирования и выполнения заказа.
Поставщики, такие как Navision, или даже конечные пользователи могут вызывать
скрипт программы или бизнес-объект, поставляемый третьей стороной, и вносить
дополнения и изменения в схему формирования заказов.

Технология управления цепочкой заказов. Сценарии, разработанные корпорацией
Navision, используются для управления основными этапами цепочки заказов в Commerce
Portal, где необходимо взаимодействие между Navision Server и прочими компонентами
технологической инфраструктуры Commerce Portal. COM-объекты, поставляемые третьей
стороной, поддерживают процессы оплаты в Commerce Portal. Перечень таких объектов
постоянно увеличивается (их список можно найти на http://www.microsoft.com).

Microsoft SQL Server. Использование базы данных SQL Server дает пользователям
Commerce Portal ряд преимуществ. SQL Server гарантирует масштабируемость Commerce
Portal, т.е. то, что данный продукт сможет обеспечить и обработать большое количество
соединений и подключений пользователей с минимальным снижением скорости функционирования.
Используя новую Microsoft SQL Server 2000 Database Option for Navision Attain,
Commerce Portal улучшает существующую инфраструктуру БД, делает платформу менее
сложной и более доступной для работы системных администраторов.

Message Queue Server обеспечивает промежуточные компоненты, поставляемые
третьей стороной и используемые в Commerce Portal (в противном случае специалистам
корпорации Navision пришлось бы писать их самостоятельно). Использование Message
Queue Server для управления взаимодействием между Commerce Portal и Navision
Application Server обеспечивает API (интерфейс прикладного программирования),
который исключает полный доступ пользователей Commerce Portal к бизнес-логике
системы и данным. Этот же сервер поддерживает очередь сообщений, которые могут
быть расставлены по приоритетам для повышения качества сервисного обслуживания
наиболее важных и значительных клиентов.

Технология Navision

В Commerce Portal используется функционал и средства системы Navision Attain 2.60. Несмотря на отсутствие кардинальных функциональных изменений, существующий функционал был усилен, усовершенствован и перенесен в Web front-end.

Все сообщения, участвующие в обмене с back-end базой данных, основаны на XML, а Navision Application Server поддерживает интеграцию и целостность бизнес-логики в Navision Server и Message Queues.

Commerce Portal поставляется в виде двух основных компонентов. Первый предназначен для работы с демо-данными. Другой содержит базовый функционал Commerce Portal и предназначен для установки у клиента. Затем клиенты смогут несколько видоизменить и модифицировать у себя Web-дизайн.

Сервисы Commerce Portal

Commerce Portal обеспечивает пять основных сервисов, которые в комбинации со стандартными функциональными средствами системы Navision Attain поддерживают и дополняют возможности Commerce Portal.

Поддержка каталога

Сопровождение каталогов осуществляется из Navision Attain. Они служат базисом для динамически генерируемых страниц каталога, которые можно просмотреть в Web-портале. Благодаря интеграции между решением Navision и порталом вся информация, предоставляемая Web-пользователю, всегда актуальна, обновляясь в режиме реального времени. При расчете в портале цены товара учитываются специальные условия и бизнес-правила, установленные для конкретного клиента в Navision Attain. Наличие прямой связи между Navision Attain и Commerce Portal особенно важно при дифференцированном подходе к ценообразованию для различных групп пользователей. Как правило, это характерно для отношений типа B2B.

Администратор может присвоить каталогу одну или несколько товарных групп. Товары можно группировать по категориям, например, по цвету, размеру, весу. Для каждого партнера и даже для каждого пользователя администратор может создать целый ряд каталогов. Например, один каталог может содержать ссылки на другие каталоги, ориентированные на различных менеджеров компании – клиента В2В. Каждый такой каталог будет отличаться в зависимости от того, в каком отделе работает тот или иной менеджер. Другой сценарий предполагает наличие нескольких специализированных каталогов для В2В-клиентов, отличающихся в зависимости от демографических показателей в целевой группе.

Пользователи портала, в зависимости от индивидуальных настроек и своей роли, видят на экране следующую информацию:

  • название, номер, описание товара;
  • сведения о состоянии склада и наличии товаров;
  • цену единицы, информацию о скидках, параметр Ваша Цена (фактическая цена
    по счету, выставленному пользователю);
  • ссылку на Web-сайт поставщика.

Помимо перечисленной выше информации, система может предложить пользователю Commerce Portal приобрести некие взаимосвязанные товары. Когда открывается страничка основного товара, для которого существуют взаимосвязанные изделия, такие товары отображаются в правом нижнем углу экрана.

Товары могут связываться друг с другом по принципу функциональности, когда одно изделие дополняет функциональные свойства другого (как, например, стол и стул), или же группировка может осуществляться на основе номенклатуры товаров, заказанных другими клиентами. Как и в случае со всеми прочими системными функциями, эти средства могут использоваться в соответствии с ролью пользователя.

Управление продажами и закупками

Продажи. Commerce Portal автоматизирует процесс заказа товаров, делая
его удобнее для партнеров и клиентов. Через Web-браузер обеспечивается доступ
к Navision Attain для оформления заказа; при этом используется бизнес-логика
системы Navision Attain. Средства управления заказами поддерживают концепцию
интерактивной покупательской корзины, которая может использоваться B2C- или
B2B-клиентами, партнерами и менеджерами по продажам для размещения своих заказов
в Navision Attain. При этом для клиентов или партнеров рассчитывается НДС и
налог с продаж.

В зависимости от требований пользователя существует несколько способов формирования заказов. Покупатель, незнакомый с предлагаемой номенклатурой товаров, может просмотреть каталог продукции. Если пользователь ищет какой-то конкретный товар, ему предлагаются различные функции поиска. Однако есть и такие партнеры (например, реселлеры), которые совершенно точно знают, что им нужно, и не хотят тратить время на поиск изделий в каталогах. Для них предусмотрены средства дозаказа товаров, основанные на динамически обновляемой истории заказов, сделанных ранее этим партнером.

Кроме того, за счет исключения дублирующих друг друга задач в back-office экономится время. Любые изменения, внесенные в Navision Attain, немедленно отражаются на Web-сайте коммерческого портала. Например, если в Navision Attain вы измените цену товара, настроите новый метод расчета налогов или установите скидку, вам не придется многократно вводить эти данные. Аналогичным образом все заказы, сделанные вашими партнерами через Интернет, будут напрямую отражены в системе Navision Attain, и им не придется тратить время на повторный ввод этих данных. Тем самым сокращается и риск человеческой ошибки.

Закупки. Благодаря возможности проведения аукционов с участием множества
альтернативных поставщиков Commerce Portal имеет большой потенциал в плане сокращения
издержек на закупках (будь то товары или услуги). Спрос на товары/услуги в конкретный
период времени оформляется в виде запроса, на который поставщики-участники аукциона
отвечают своим предложением. Подобные предложения представляются в виде квоты,
где указывается время доставки, перечисляются товары и их количество.

Вспомогательные функции Navision Attain аккумулируют информацию о товарах, их количестве и поставщиках, которые должны принимать участие в аукционах. Затем система формирует квоты закупки на товары выбранных поставщиков и рассылает им по электронной почте сообщения, где им предлагается ознакомиться с квотой и внести свое предложение. Таким образом, каждый поставщик корректирует свои квоты покупки, а затем компания, работающая на Navision Attain, может принять или отклонить предложение поставщика.

Управление содержанием

Управление Web-страницами и их поддержание в Commerce Portal достигается благодаря наличию шаблонов, которыми компания может оперировать из Navision Attain. Информация на страницы сайта поступает непосредственно из системы. Бизнес-логика, реализованная в Navision Attain, поддерживается и в Commerce Portal, так что все изменения, сделанные в системе (например, любые изменения цен, внесенные компанией в базу данных), немедленно отражаются в порталах. Аналогично все сведения, введенные через индивидуальные порталы клиентами или поставщиками, тут же переносятся в Navision Attain. Таким образом, пользователю не приходится дополнительно обучаться формированию заказов в системе или тратить время на многократный ввод информации.

Все данные, относящиеся к Commerce Portal, синхронизированы с базой данных SQL Server (копируются в нее). Иными словами, фактически сведения хранятся как в БД Navision Attain, так и в БД SQL Server. Система автоматически выполняет синхронизацию базы данных SQL Server и соответствующих Web-страниц портала с базой данных Navision Attain.

Авторизованные пользователи могут менять некоторые виды информации, например текст приветствия. Для этого им нет необходимости менять HTML-код или прибегать к помощи ASP-программиста. Они просто меняют текст, точно так же, как это делается во всех прочих областях приложения системы Navision Attain.

Поддержка функции самообслуживания

Commerce Portal поддерживает усовершенствованные функции самообслуживания клиентов и партнеров. Они могут получать данные, запрашивать документы и использовать различные функциональные средства Navision Attain, в зависимости от своей роли и прав доступа.

Самообслуживание подразумевает возможности трассировки и контроля нового документа через Web-браузер. Средства трассировки позволяют выполнять поиск документов и группировку результатов поиска, а также выводить эти сведения в виде HTML-страниц.

Продукт позволяет автоматизировать некоторые функции, связанные с самообслуживанием пользователей, предоставляя им возможность подписаться на рассылку по электронной почте сообщений о различных изменениях и обновлениях (например, сведений о продукте) или о том или ином событии. Например, агент по продажам может захотеть получать информацию о выпуске новой версии продукта, а клиенту могут потребоваться уведомления об отгрузке товаров по его заказу. Сообщение будет отослано пользователю, как только произойдет указанное действие или событие.

Помимо всего вышеперечисленного, в рамках самообслуживания пользователи Commerce Portal могут делать еще ряд операций:

  • агент по продажам может из Navision Attain вызывать разнообразные отчеты,
    касающиеся его деятельности в Интернет-магазине;
  • клиенты могут осуществлять трассировку товаров по серийным номерам, например,
    для проверки гарантийного срока запчастей;
  • нажатием всего лишь одной кнопки клиенты получают доступ к Справке, а их
    агенту тут же автоматически отсылается сообщение по электронной почте;
  • поставщики могут контролировать даты поставки по заказам. В момент изменения
    поставщиком даты поставки система автоматически отсылает покупателю электронное
    сообщение.

Управление ролями и действиями

Специальные средства, реализованные в продукте, в частности профиль менеджера, позволяют администратору управлять ролями, действиями и персонифицировать настройки, а также поддерживать динамически обновляющееся содержание (содержимое Web-страницы) и использовать инструментарий управления сообщениями.

При помощи профиля менеджера Commerce Portal управляет модификациями и действиями, связанными с конкретной ролью. Подобные ограничения, относящиеся к функционалу и содержанию, могут применяться при создании той или иной страницы портала. Усовершенствованные средства индивидуальной настройки информации позволяют определить, что именно каждый пользователь будет видеть при заходе на свою страничку портала. Все действия также базируются на бизнес-логике, принятой в Navision Attain (например, если речь идет о создании квоты для нового клиента). Однако средства управления ролями и действиями распространяются только на действия, непосредственно связанные с коммерцией.

Процесс добавления нового действия отличается от добавления роли. Каждое действие определяется путем добавления кода C/AL, где указывается способ доступа к существующей бизнес-логике, а также инструкции, как обрабатывать данное действие.

Одно и то же действие может быть присвоено нескольким ролям. Каждый пользователь может иметь единственное имя, пароль и только одну роль. Однако одной роли клиента или поставщика можно присвоить несколько пользователей. При соблюдении подобной структуры в портал можно добавить целый ряд новых ролей.

Вам также могут понравиться