Рынок ноутбуков в сентябре: рост на «старых» рублевых ценах
По данным аналитической компании ITResearch, в сентябре 2024 г. на российском рынке ноутбуков было реализовано около 350 тыс устройств, что на 29% больше, чем в прошлогоднем сентябре. Чуть подрос рынок и по отношению к августу.
В целом, по предварительным данным, за III квартал российский рынок мобильных ПК превысил 1 млн шт. и вырос в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. на 31%, сломав стагнационную тенденцию начала года. Впрочем, сравнение здесь идет с кризисным периодом. В III квартале же 2021 г. (последнем докризисном) было продано 1,25 млн ноутбуков. Так что, рынок по-прежнему далек от восстановления по суммарным объемам.
При этом стоит отметить, что средневзвешенная цена продаж и в августе, и вообще в III квартале, как будто застыла на уровне чуть менее 70 тыс. руб. И это несмотря на то, что рубль тогда уже начал снижаться. Конечно, шла распродажа товара, завезенного по старому курсу. Конечные продавцы, чувствуя низкий базовый спрос, как могли старались удержать цены.
Но к периодам Black-Friday и Christmas придется закупать импорт уже в новой курсовой реальности, и со всем известными проблемами с платежами, в том числе и в направлении КНР. Т. е. рублевые цены неминуемо вырастут.
Спрос же остается вялым. Плюс высокая ставка рефинансирования ЦБ часть потребителей заставит отправить свои накопления на банковские депозиты, а не «вкладывать в товар», как зачастую происходило в случае резкого падения курса рубля.
Вся эта сумма обстоятельств скорее говорит не о перспективах роста рынка, сколько о том, что будет продолжена тенденция на увеличение вклада самых бюджетных брендов с low-end моделями – как единственного варианта дать конечную рублевую цену, соответствующую текущей покупательной способности.
На первое место в августе резко вышли бренды Honor и Huawei со своими относительно дешевыми моделями, Lenovo на третьем месте. В сумме тройка лидеров продала 31% августовских ноутбуков. По III кварталу в целом предварительно лидировали Honor, Asus и Huawei.