Эксперты ожидают, что если не в этом, то в следующем году две ветви полупроводниковых производств – на базе американских и китайских разработок – разойдутся окончательно, что обернется недополученной выгодой, а то и убытками для ИТ-предприятий по всему миру. Впрочем, пока технологическая основа остается в целом единой, иногда удается использовать хитроумные способы обхода американских санкций.
Как недавно признал на очередном публичном мероприятии Моррис Чан, основатель и многолетний бывший глава тайваньской TSMC, «глобальная свободная торговля в полупроводниковой отрасли, в особенности если брать самые передовые технологии, умерла – на фоне усиливающейся геополитической напряженности». Имеется в виду, что начиная если не с этого, то со следующего года по меньшей мере две крупнейшие ветви полупроводниковых производств – базирующиеся на американских и китайских разработках – разойдутся окончательно. И это обернется недополученной выгодой, а то и прямыми убытками для множества имеющих отношение к ИТ предприятий по всему миру, совсем еще недавно связанному воедино общими для всех стран и регионов коммерческими коммуникациями.
Но пока технологическая основа всех ИТ-разработок продолжает оставаться в целом единой, еще возможны казусы, подобные тому, сообщение о котором было недавно опубликовано Bloomberg: речь идет о не самом изящном, но до поры весьма действенном способе обхода американских санкций китайской компанией Huawei. Последняя еще в 2022 г. разработала – силами собственного подразделения инженерного дизайна, без привлечения зарубежных специалистов и ПО – серверный графический ускоритель Ascend 910B, изготавливать который предполагалось по условным «7-нм» нормам. Аналогичные, только более мощные продукты Nvidia, ускорители A100 и H100, к экспорту в КНР запрещены достаточно давно, так что для продолжения разработок собственных ИИ-моделей в Китае не могли обойтись без импортозамещенного чипа такого рода.
Однако ведущий чипмейкер материкового Китая, SMIC, хотя и освоил предположительно выпуск «7-нм» микросхем, но процент выхода годных чипов с каждой пластины, по распространенному среди западных экспертов мнению, у него пока крайне невелик, что делает коммерчески нецелесообразным изготовление крупных партий сложных СБИС. По этой причине, заподозрили те же самые эксперты, заявленный как производящийся на SMIC ускоритель Ascend 910B на деле выпускала микропроцессорная фабрика за пределами КНР – скорее всего, тайваньская. Недавнее «вскрытие» этой микросхемы специалистами американской информационной платформы TechInsights подтвердило, что чип действительно изготовлен на предприятиях TSMC.
Заказ от Huawei поступил на тайваньское предприятие, ясное дело, не напрямую, а через посредничество не затронутой американскими санкциями китайской компании Sophgo, причем контрагентом для нее выступала и вовсе третья, явно подставная фирма – по крайней мере, так представляют дело расследователи Reuters. Одновременно, кстати, в Bloomberg стали появляться сообщения о посредничестве индийских компаний, вовсе никак не связанных с полупроводниковой индустрией, в закупке даже передовых ИИ-серверов в сборе, а не только отдельных ускорителей, для дальнейшей перепродажи в Россию – что еще раз подчеркивает здоровое стремление капиталистов извлекать прибыль из любой ситуации, невзирая на геополитические обстоятельства.
Тем не менее это стремление будет приводить к утечкам западных микропроцессорных технологий в КНР и другие страны, которые США считают недружественными, лишь до тех пор, пока такие технологии сохраняют актуальность по обе стороны медленно опускающегося полупроводникового занавеса. Вполне вероятно, однако, что уже на самом базовом уровне совместимость выпускаемых на Западе и в материковом Китае микросхем станет понемногу отмирать – за полной коммерческой нецелесообразностью и технической невозможностью ее сохранения. Как предполагается, уже в 2025 г. SMIC освоит-таки более уверенно и «7-нм», и «5-нм» технологические нормы, что позволит ей нарастить выпуск, в частности, серверных графических ускорителей Huawei уже следующего поколения, Ascend 910C, до 1,2–1,4 млн штук в год. А это превосходит суммарный объем поставленных за 2024 г. в КНР аналогичных изделий Nvidia –разрешенных к экспорту (т. е. с существенно урезанной производительностью) моделей B20 и H20, а также нескольких сотен тысяч контрабандных H100.
И если учесть, что и Ascend 910B, и тем более 910C куда привлекательнее для заказчиков, чем неполноценные B20/H20, не будет преувеличением утверждать, что Nvidia в 2025 г. столкнется с резким сокращением потенциального рынка сбыта – что болезненно отразится не только на ней одной. Любые проблемы самой дорогой компании в мире – а по рыночной капитализации Nvidia в конце октября превзошла Apple – неизбежно обернутся общим проседанием высокотехнологичного рынка коллективного Запада (включающего и Южную Корею, и Японию, и Тайвань). ИТ-деглобализация продолжится – причем с ускорением китайской стороны, которое будет обеспечено освоением новых производственных норм, и с замедлением западной, недополучающей выручку из-за недоступности рынка КНР и других «недружественных» стран. Ну и в чем, спрашивается, Моррис Чан не прав?